Найти в Дзене
Про этот ваш digital

Как провести аудит магазина на маркетплейсе: краткий чек-лист

Оглавление

Рассказываем из чего состоит аудит и делимся простым чек-листом с вопросами, которые помогут ничего не упустить.

Для селлеров важно держать руку на пульсе — маркетплейсы сейчас популярны как никогда, поэтому количество продавцов и новых брендов стремительно увеличивается. А вместе с ними растет и конкуренция.

Поэтому пересматривать стратегию продвижения, товарную линейку и отслеживать спрос нужно постоянно.

Подписывайтесь на наш канал «Про этот ваш digital» — мы поможем разобраться в сложной теме, внедрить новый инструмент или просто быть в курсе, что интересного происходит в маркетинге. Самые полезные материалы собрали в конце ❤️

Зачем нужен аудит магазина на маркетплейсе

Аудит будет полезен предпринимателям, которые хотят:

  • Выйти на маркетплейсы

Анализ внешней и внутренней среды поможет понять, как начать бизнес в определенной нише и какие особенности продвижения товаров нужно учесть, чтобы успешно конкурировать на маркетплейсах и привлекать клиентов.

  • Оптимизировать уже существующий бизнес

Для тех, кто уже торгует на маркетплейсах, аудит поможет выявить проблемные зоны и нарушения в процессах, оценить текущее положение дел, разработать стратегию и реализовать подобранные рекомендации.

  • Масштабировать бизнес

В этом случае аудит поможет выявить потенциальные риски и возможности, связанные с масштабированием, а также сформировать новую и более масштабную стратегию продвижения товаров для того, чтобы увеличить свою долю на рынке.

Аудит: внешний и внутренний

Аудита — это полноценная стратегия ведения бизнеса на маркетплейсе, которая включает в себя рекомендации по товарной линейке, продвижению, фирменному стилю, SEO-оптимизации и другим параметрам.

Аудит бывает внешним и внутренним.

Внешний аудит — это оценка места продавца на рынке и спроса на товары, которые он продает:

  • какое место селлер занимает в нише,
  • какие у него есть конкуренты,
  • кто продает больше всего аналогичных товаров,
  • как меняется спрос на товары в течение времени.

Внутренний аудит — это оценка всей деятельности продавца на самом маркетплейсе.

  • какие товары продаются лучше, а какие можно убрать из ассортимента,
  • как оформлены карточки товаров,
  • проведена ли SEO-оптимизация,
  • как селлер обрабатывает отзывы,
  • какие рекламные инструменты работают, а от каких необходимо отказаться.

Всесторонний аудит помогает найти ценные инсайты для продвижения бизнеса, которые не всегда лежат на поверхности.

Чек-лист: на что обратить внимание во время аудита

В нашем чек-листе мы рассказываем, что нужно оценить и на какие вопросы ответить во время проведения аудита.

Внутренний аудит

1.Товарная линейка

Анализ товарной линейки помогает:

  • определить полноту и разнообразие ассортимента;
  • выделить конкурентные преимущества;
  • оптимизировать ассортимент: добавить новые товары или убрать те, которые не пользуются спросом.

✅ Какие товары продаются лучше всего?

✅ Какие товары продаются дольше остальных?

✅ На какие товар низкий спрос в течение всего года?

✅ Какие сопутствующие товары могут потребоваться покупателям?

✅ Какие товары можно добавить, чтобы расширить ассортимент?

✅ Есть ли уникальные товары, которых больше нет на рынке?

✅ Есть ли товары, которые полностью дублируют предложения других продавцов? ✅ Как в таком случае можно усилить предложение — снизить цену, предложить бонусный товар, скидку или стимулировать отзывы?

2. Соответствие нише

В этом пункте нужно проверить, в той ли категории и подкатегории находятся товары.

Например, декоративные предметы интерьера могут оказаться в категории «Строительство и ремонт», вместо «Мебели».

Из-за этого, на карточки товаров попадает меньше пользователей.

Поэтому важно посмотреть, к верной ли категории и подкатегории отнесен товар — это можно легко узнать, изучив товары конкурентов.

3. Характеристики товаров

Характеристики помогают пользователю не только получить избыточную информацию о товаре, но найти его.

Товары с незаполненными характеристиками не попадают в фильтры, например, по размеру, количеству деталей, цвету и другим параметрам.

Это особенно важно для мебели, потому что многие предметы в этой категории пользователи ищут по габаритам и отличительным свойствам — форме, конструкции и типу открывания дверей.

✅ На какие характеристики товаров пользователи обращают больше всего внимания?

✅ Все ли характеристики товаров заполнены? Если нет, то почему?

✅ Как можно ускорить и упростить процесс заполнения характеристик? Что для этого может понадобиться — ведение таблицы, специалист, который будет заниматься заполнением всех параметров в карточке?

4. Визуальное оформление карточек товаров

В визуальное оформление входят изображения товара, rich-контент и оформление витрины магазина.

Чтобы помочь пользователю узнать больше о товаре и рассмотреть его со всех сторон — используйте разные форматы карточек, например, видео и инфографику.

В видео можно продемонстрировать товар в использовании, например, как украсить торт при помощи кондитерского мешка. Или же покажите товар при разном освещении — один и тот же цвет может выглядеть по-разному при дневном и искусственном освещении.

Используйте инфографику, чтобы показать важные свойства товара. Например, количество режимов для светодиодной ленты.

Вторая визуальная составляющая — это rich-контент. Он подходит почти всем категориям, но особенно важен, когда речь идет о сложных товарах — например, бытовой технике. Rich-контент помогает провести мини-презентацию продукта пользователю и эстетически привлекает внимание к товару. А текст, который содержит rich-контент тоже влияет на ранжирование карточки.

Витрина — это страница магазина на маркетплейсе, на которой собрана информация о продавце, его рейтинг, оценки покупателей, акции, скидки , категории товаров и сами товары, которые можно фильтровать. Попасть на витрину можно по прямой ссылке, из карточки товара или из поиска на маркетплейсе.

В витрину можно добавить баннер — он может отражать фирменный стиль или рассказывать об уникальном торговом предложении.

Как визуал влияет на место товара в выдаче и что показывать в карточке, рассказали в статье:

Алгоритмы поиска на маркетплейсе — что влияет на ранжирование и как поднять свою карточку?

✅ Какие уникальные свойства есть у товара?

✅ Какие характеристики товара важнее всего для пользователя?

✅ Как сейчас визуально представлен товар?

✅ Показаны ли на фото преимущества и важные свойства товары?

✅ Может ли пользователь получить полное представление о товаре из визуале?

✅ Есть ли rich-контент, чтобы подробнее рассказать о преимуществах товара?

✅ Если rich-контент уже есть: оп помогает пользователю? Текст разделен на смысловые блоки? Фотографии дополняют текст, показывают преимущества продукта?

✅ Оформлена ли витрина магазина?

✅ Все карточки выполнены в фирменном стиле?

✅ Можно увидеть товар с разных сторон?

5. SEO-оптимизация карточек товаров

SEO-оптимизации напрямую влияет на то, как много пользователей увидят ваш товар в поисковой выдаче.

Работа над SEO включает в себя не только добавление ключевых слов, но и работу с теми же характеристиками, rich-контентом, описанием товара и даже доставкой. Потому что поисковые системы ранжируют товары не только по словам, но и другим факторам, в том числе — скорости доставки покупателю.

✅ Первое, что нужно сделать для улучшить SEO-показатели карточки — собрать полный список ключевых слов для вашего товара.

Как подбирать ключевые слова в рекламным кампаниями и не только, мы тоже рассказали в статье:

Как подбирать ключевые слова к рекламной кампании 

Далее необходимо добавить новые слова в карточку товара. НО многие селлеры пренебрегают качеством текста в угоду максимальной концентрации ключевых слов. На деле же, понятное и заспамленное описание влияет на поведение пользователя и то, какое время он проводит на карточке. А поведение пользователя влияет на ранжирование.

Поэтому описание, которое закрывает боли пользователя и написано человеческим языком — это тоже важно для SEO.

Чтобы разобраться, как устроена поисковая выдача, как оптимизировать вашу карточку товара и что писать в описании к товару, читайте нашу статью на Дзен:

SEO-оптимизация карточки: как поднять свой товар в выдаче? 

✅ По каким ключевым словам ищут мой товар?

✅ Какие неочевидные ключевые слова могут вводить пользователи, чтобы найти товар? Например, если не знают точно, как он правильно называется?

✅ Какие ключевые слова используют конкуренты?

✅ Отражает ли название важные характеристики или свойства для покупателя?

✅ Какие вопросы могут возникнуть у клиента? Как отразить их в описании товара?

✅ Легко ли читается текст описания? Помогает ли он пользователю узнать все необходимое о товаре?

✅ Если карточку уже оптимизировали — почему не попадает в выдачу? В чем может быть причина: текст, название, отсутствие привлекательного оформления или высокая конкуренция и необходимость дополнительно использовать платное SEO-продвижение внутри маркетплейса?

6. Продвижение — рекламные инструменты

Оцениваем рекламные кампании и формулируем гипотезы.

✅ Какие рекламные инструменты использовались? Какие цели ставили на рекламные кампании? Их удалось достичь?

✅ Если нет, с чем может быть связан результат: креативы или карточка товар?

✅ Какие рекламные инструменты не дали нужного результата? Почему?

✅ Какие рекламные инструменты сработали лучше всего? Почему? Связано ли это с сезонность товара?

✅  Какие показатели рекламы проседают: CTR, CPC, CPM? Почему?

✅ Запускались ли рекламные кампании в разные периоды: в сезон и в несезон?

✅ Над какими показатели нужно работать: узнаваемость, индекс видимости, продажи?

✅ Какие рекламные форматы необходимо использовать, чтобы достичь поставленных целей?

По итогу анализа у вас должны появиться гипотезы для следующих рекламных кампаний.

Разобраться в рекламных форматах и выбрать наиболее эффективный для своих товаров, поможет наша статья:

Берем от Ozon все: путеводитель по рекламным форматам

А еще у нас есть статья про сезонные запуски рекламы — в ней можно найти советы по настройке рекламы и полезные инсайты о поведении пользователей:

Что такое сезонность в рекламе и как ее использовать, чтобы обойти конкурентов?

7. Формат сотрудничества с маркетплейсом

От формата работы с маркетплейсом (DBS, FBS, FBO)  зависит не только срок доставки, но и в целом количество времени, которое уходит на обслуживание одного клиента.

Например, при работе по модели DBS маркетплейс выступает в качестве витрины товаров, а упаковкой, хранением и доставкой — продавец. С ростом количества заказов такая модель может стать менее выгодной – например, у вас мало курьеров, которые дольше доставляют заказ. В этом случае, есть смысл задуматься о смене модели.

Внешний аудит

Для проведения внешнего аудита воспользуйтесь специальными сервисами. Выбор зависит от вашего бюджета и того, какая платформа покажется вам наиболее удобной и функциональной.

Сервисы для анализа конкурентов и спроса:

1. Бренды-конкуренты и место продавца в нише

Оцениваем ситуацию на рынке и добываем информацию о востребованных товарах и эффективных практиках.

✅ Какие бренды наиболее популярны в категории?

✅ Какой распределяется выручка между ними? Какой объем выручки у каждого бренда?

✅ Какие товарные линейки у конкурентов?

✅ Какие товары отсутствуют в вашей товарной линейке? А какие наоборот вы можете предложить?

✅ Какие УТП используют конкуренты?

✅ Какие уникальные продукты предлагаю бренды-конкуренты?

✅ Какое ценообразование у брендов-конкурентов?

✅ Какие бренды предлагают товары по более выгодной цене, а какие по соотношению цена-качество?

✅ Как они работают с карточками товаров?

✅ Какие товары имеют самый высокий и низкий рейтинг у покупателей?

✅ В чем сильные и слабые стороны конкурентов?

✅ Какие стратегии продвижения используют конкуренты?

✅ Какое место вы занимаете среди конкурентов: по объему продаваемых товаров, выручке и в выдаче?

2. Продавцы-конкуренты и место продавца в нише

Между брендами и продавцами есть отличия. Продавец может торговать несколькими брендами.

Так, если ваш магазин на маркетплейсе предлагает пользователям товары разных брендов, нужно оценить именно с какими еще продавцами вы конкурируете.

✅ Какие продавцы торгуют похожим ассортиментом товаров и такими же брендами?

✅ Какой у них ассортимент? Какие еще товары они продаются?

✅ По какой модели они работают с маркетплейсом?

✅ Как распределяется выручка между ними?

✅ Какие категории товаров продаются лучше всего?

3. Динамика в категории

Здесь мы оцениваем динамику спроса на товары вашей категории и формулируем гипотезы — в каком месяце спрос будет расти, а в каком упадет.

✅ Как меняется популярность товаров в течение года?

✅ Как меняется выручка, продажи и средняя цена товара в течение года?

✅ С чем связан рост или снижение спроса на товары?

🔥 Подписывайтесь на наш канал «Про это ваш digital» — наши эксперты пишут простым языком о сложным вещах, любят пошутить и делиться своими знаниями.

У нас много интересного о маркетплейсах:

✔️ SEO-оптимизация карточки — как поднять свой товар в поиске?

✔️ Как продвигать товары на маркетплейсах? 30 слов, которые помогут разобраться. Чек-лист + тест!

✔️ Как подобрать ключевые слова для рекламы, чтобы клиенты сами вас нашли — примеры + советы

✔️ Берем от Ozon всё: путеводитель по рекламным форматам