18 августа 1966 года. Председатель Мао и Сун Биньбинь
18 августа 1966 года на площади Тяньаньмэнь председатель Мао Цзэдун торжественно провел первый митинг хунвейбинов (буквально — красногвардейцев). Высшим эмоциональным моментом митинга стала минута, когда 17-летняя школьница по имени Сун Биньбинь надела Мао на руку нарукавную повязку красногвардейца с надписью «хунвейбин». Мао стал, таким образом, одним из них, из бойцов культурной революции, из тысяч и тысяч студенческой и школьной молодёжи, заполнившей площадь! Революция снизу и революция «сверху» слились воедино! Трудно, наверное, даже вообразить овладевший площадью восторг.
Если искать похожие моменты в истории, то, наверное, можно вспомнить, как король Людовик XVI в начале Французской революции надел на голову перед такой же бушующей толпой красный революционный колпак. Что вызвало общие восторженные крики народа «ура!». И, по легенде, мгновенную отповедь со стороны стоявшего в толпе и безвестного тогда молодого офицера по имени Наполеон Бонапарт. Академик Евгений Тарле писал: «Когда перепуганный этой грозной демонстрацией Людовик XVI поклонился толпе из окна, к которому подошёл в красной фригийской шапке (одной из эмблем революции), Наполеон сказал с презрением: «Какой трус! Как можно было впустить этих каналий! Надо было смести пушками 500-600 человек, — остальные разбежались бы!» Я смягчаю эпитет, применённый Наполеоном к Людовику XVI, так как передать его в точности в печати нет ни малейшей возможности». И короля этот жест от довольно несчастливой участи не избавил...
Людовик XVI в революционном фригийском колпаке, пьёт за здоровье народа (слева)
Но с Мао всё вышло иначе. Интерес представляет и Сун Биньбинь, которая оказалась вместе с Мао в центре этого события.
Ещё 5 августа Сун Биньбинь вывесила в школе своё личное дацзыбао — настенную газету, в которой юная отличница призвала бороться с педагогами, отказывающимися принимать революцию и мечтающими о реставрации буржуазных порядков. Её призыв вдохновил нескольких школьников, в тот же день они собрались в красногвардейский отряд, а затем поймали директора школы Бянь Чжунъюнь, которой сильно от них досталось. От полученных побоев директор в тот же день скончалась. Также молодые люди побили заместителя директора Ху Читао, но она осталась жива. Сун была ученицей подготовительной школы при Пекинском педагогическом университете. Это был первый случай со столь драматическим исходом во время культурной революции, и он произвёл на всех сильное впечатление...
В тот момент многие считали, что Сун — обычная, рядовая школьница. Но это было не совсем так: её отец был старым членом Компартии, генералом. Во время культурной революции ему тоже приходилось терпеть критику, но в 1970-е годы он стал близким соратником Дэн Сяопина, а в девяностые годы — вошёл в самое высшее руководство страны, в состав так называемых Восьми бессмертных.
Сун Биньбинь
Между Сун и Мао на трибуне состоялся небольшой диалог, председатель спросил её имя. Она назвала своё имя — Биньбинь, что означало «деликатная». На это Мао, словно получив вдохновение, громко воскликнул: «Яоу» (это переводят как «Требующая оружие» или «Ждущая борьбы»). Это стало революционным прозвищем Сун. 20 августа 1966 года уже как «Сун Яоу» она опубликовала статью: «Я надела красную повязку на председателя Мао». Эту статью через день перепечатала газета People's Daily.
Как сложилась дальнейшая судьба Сун? Отличница в любом деле, в 1980 году она была послана за государственный счёт учиться в... Америку, где закончила Массачусетский технологический институт. Осталась в США, получила американское гражданство и степень доктора химических наук. В 2014 году, вернувшись на родину, вновь собрала свой бывший отряд красногвардейцев и они вместе возложили цветы к памятнику директора школы Бянь Чжунъюнь, погибшей от их рук. «Я буду вечно молить убитую нами учительницу о прощении», — сказала Сун. Впрочем, муж Бянь этих извинений не принял: он счёл их неискренними. Сун не сказала, что она лично наносила директору побои, она только признала, что «не смогла защитить её». Поэтому муж погибшей посчитал, что Сун не хочет принять на себя всю ответственность за случившееся.
Сун приносит извинения за гибель учительницы
2014. Cун и её товарищи по красногвардейскому отряду 1966 года кланяются памятнику погибшей от их рук учительницы
Такие дела... Но, конечно, извинениями Сун вся эта история не заканчивается и не исчерпывается. Есть немало людей, для кого Сун и в наши дни осталась героиней именно в своём образе 1966 года, когда она, светясь революционным задором и энергией, надевала красную повязку на руку Председателя Мао. История ещё не раз будет рассматривать и пересматривать старые события, находя в них новые взаимосвязи и смыслы.