Имя: Андрей Иванович Лях
Дата рождения: 24 сентября 1990 г. (32 года)
Амплуа: полузащитник
Воспитанник футбольных школ: «Ростельмаша», московских «Спартака» и «Торпедо»
- Андрей, трансферная история у тебя богатая, с чего все начиналось? Кто привел в футбол?
- Конечно же – папа! У меня не было выбора! (улыбается).
- Да, ознакомилась, Иван Васильевич Лях бывший футболист и футбольный тренер с насыщенной карьерой. Какое оно, футбольное детство?
- Футбольное детство – это участие во всех сборах, уже с трех лет я ездил с отцом в Кисловодск, Сочи, Адлер. С 5-ти лет бегал с командой кроссы. Отец вспоминает: «смотрю – бежит со взрослыми, пыжится, но не сдается, значит характер есть!». Характер у меня и вправду есть, но об этом позже.
- В какую спортивную академию тебя определили?
- С 6-ти лет я пошел в футбольную школу «Ростсельмаш», моего года набора не было, поэтому попал к ребятам постарше, к 1989-му году. Так как, мы жили на два города: Ростов-на-Дону и Москву, то большую часть времени я тренировался в «Ростсельмаше», а на каникулах в московской академии «Спартака».
- Расскажи про время в академии «Спартак»?
- Когда мне было 10 лет семья полноценно переехала в Москву, в школе московского «Спартака» стал капитаном и даже играл в одной команде с нашем нынешнем тренером по футболу Вавильченковым Андреем, кстати, Андрей был рослым и крепким парнем, а я был мелким, мне давали мало игрового времени, а играть очень хотелось! Я решил пойти в школу «Локомотива», но меня не взяли. В итоге тренер московского «Спартака-2» пригласил меня играть за них. Я поиграл 3-4 месяца и мой друг по «Спартаку» Никита Безлихотнов (он же БЕЛЫЙ, потому что блондин) позвал меня в «Торпедо».
- Ты много времени провел в «Торпедо», считаешь себя торпедовцем?
- Да, с 2003 по 2008 год я провел в этом клубе, наш год очень дружный. Мы до сих пор собираемся каждый год нашим выпуском, поддерживаем связь друг с другом, общаемся и помогаем. Считаю это заслугой нашего тренера Петра Ивановича Семшова, легендарной личности, он нас «убивал», но при этом искренне любил, именно и с него началась закалка характеров. До того как «Торпедо» вылетело во Второй дивизион многих ребят привлекали за дублирующий состав, который сначала выступал в Молодежном первенстве, а потом на КФК. Далее, в 2008 году, наступил момент когда на сборах нам объявили, что команда теряет профессиональный статус, многим ребятам пришлось искать команды. Я поехал в дзержинский «Химик»…
- Наши читатели уже знакомы с этой командой, что же было в «Химике»?
- Я провел там всего полгода, Владимир Казаков покинул пост, а я шел к нему за развитием, мне не хотелось оставаться в команде без Казакова, да еще и без своевременной оплаты труда, поэтому мне снова предстояло искать команду, так я попал в «Ростов» ( молодежную команду).
- «Ростов» Клуб твоего родного города, как там обстояли дела?
- Футбол – непростая вещь…В дубле “Ростова” не получилось, из этого опыта хорошее то, что я провел несколько тренировок с основной командой. Зимой закончился контракт и меня пригласили в «Нижний Новгород», команда Первой лиги. Данный клуб следил за мной в период моих выступлений за дзержинский “Химик”, так случалось, что когда они приезжали на наши матчи - я всегда забивал. Мы встречаемся, обсуждаем все условия, сборы идут продуктивно - на них я забиваю и хорошо зарекомендовываю себя, подходит момент подписания контракта, в котором…совершенно другие условия, не те, о которых мы договаривались. Таких историй у меня хватает, возможно об этом не стоит рассказывать, а возможно болельщикам интересно как на самом деле устроен футбольный мир, повторюсь: футбол – непростая вещь.
- Расскажи, пожалуйста, что было дальше, как попал в следующий клуб?
- В то время я мечтал играть в Европе, все равно на деньги, мне хотелось попробовать себя в Германии, Австрии, про Англию вообще молчу. Мне предлагают команду с достойной заработной платой, для меня 19-ти летнего сумма приличная. Это был ФК "Вентспилс” из Латвии. Клуб играет в Лиге чемпионов, с ними я должен был уехать на сборы в «Турцию», но по приезду я звоню спортивному директору, который не берет трубку и отвечает коротким смс: «извини, мы не будем подписывать контракт», а я в этот момент уже начал оформлять вид на жительство в Латвии, собирать все необходимые справки. Мой отец так же пытается дозвониться спорт диру, но никто не отвечает. В России в этот промежуток все команды укомплектованы и трансферное окно закрыто, через агента находим вариант в ФК «Ветра» в Вильнюсе, так как в Литве окно закрывалось немного позже.
- Все-таки мечты сбываются?
- Как сказать! Литва – не самая западная Европа! (улыбается). «Ветра» - интересная и сильная команда, которая на тот момент должна была играть на Кубке УЕФА, нюанс в своевременной выплате зарплат, за три-четыре месяца мне заплатили 300 евро, остались должны крупную сумму. Команда шла на втором месте, несмотря на финансовые трудности мы боролись, но непорядочность со стороны руководства привела к решению отказаться от выхода на игру, если нам не принесут зарплаты. Помню ситуацию, мы приезжаем на матч, который должен состояться в 17:00 с ФК «Жальгирис» ставим условия: если в 15:00 нет оплат – мы не выйдем на поле. В итоге в 15:00 никто не привозит деньги, футболисты просят собраться и выйти в последний раз, так как «Жальгирис» принципиальный соперник! Дерби! Мы выходим и побеждаем, в этой игре я забил гол и отдал голевую! В следующий раз это уже не сработало, нам снова не заплатили, и я не вышел. Меня не понимали русские ребята, а я считаю, что важна справедливость и честность! Всегда был человеком с характером и не мог смолчать как другие. Я ушел из Клуба.
- Наверное, был тяжелый психологический период?
- Не только психологический, это был путь под названием «прожить на 100 рублей». На завтрак я варил себя макароны со сгущенкой, а единственным полноценным приемом пищи был ланч за 3 евро в китайской забегаловке. Похудел на 4 кг, с моей и так, жилистой и худощавой конструкцией смотрелась худоба жутко. Отец тогда работал в «Балтике» и приехал ко мне, когда он увидел меня, то первым вопросом было: «Ты почему не ешь? Ты профессиональный спортсмен, что ты с собой сделал?». На что я ответил, что у меня попросту нет денег. Мы долго разговаривали, отец сказал «нет денег – позвони», а я с детства старался быть независимым. В 16 у меня уже был проф контракт, в 18, если я и просил деньги, то всегда отдавал. Хочется воспользоваться возможностью и поблагодарить семью Юрия Мамаева, мама Юры – Елена Владимировна стала для меня как вторая мать, в сложный период она старалась отвлекать меня и помогать мне во всем. Елена Владимировна, спасибо!
- Давай немного отвлечемся от футбола. Расскажи о родном брате?
- Мы с братом хорошие друзья и всегда поддерживаем друг друга. Мой брат – полная противоположность меня, человек-праздник. Зарабатывать он начал еще раньше, чем я. С 10-12 лет он с ребятами образовал группировку, которая мыла машины и у них был целый раздел лакомой территории (район Сокольников на Яузе в Москве), зарабатывал хорошие деньги, но при этом никогда не забывал про меня и дарил мне клевые подарки (улыбается), сейчас он в предпринимательстве – строительный бизнес. Так же играл в футбол, хоккей, но не пошел в профессиональный спорт.
- Закаленные парни в семье Ляхов. Давай вернемся к твоему пути, как ты уехал из Вильнюса?
- Сказал, чтобы мне купили билет домой. Я понял, что денег мы там не дождемся, никто не собирался выплачивать долги, хотя конечно же обещали. Клуб предлагал меня перепродать, но я не хотел терять права на себя, и мы написали бумаги о том, что не имеем друг к другу претензий, на том и разошлись. По приезду в Россию я сразу отправился на просмотр в сочинскую «Жемчужину», тогда у клуба была яркая рекламная кампания – НТВ, Первый канал. Все красиво, команда на слуху! Мой посыл – кровь из носа остаться в клубе, поэтому несмотря на то, что меня поставили крайним защитником (не моя позиция) я на выставочном матче забил два гола. Тогда к молодым футболистам было другое отношение, чтобы остаться ты должен быть не просто МФ, а «семь пядей во лбу». В итоге спустя три дня мне перезвонили с положительным решением. Так я пробыл в Сочи 9 месяцев, в межсезонье команду возглавил Станислав Черчесов, с его приходом поставили самые максимальные задачи, я прошел практически все сборы и на предпоследнем сборе он вызвал меня и сказал: “Андрей, тебе пока рано бороться с нами, есть игроки сильнее.” Я не обиделся, объективно понимал, что я был еще “сырым” футболистом, мы не стали продлевать контракт, но, к сожалению, спустя два месяца команда прекратила существование.
- Куда ты отправился дальше?
- В футбольном клубе «Нижний Новгород» главным тренером стал Владимир Казаков, который был у меня в дзержинском «Химике». Прямо в аэропорту я подписываю контракт, полностью доверяю, через неделю приходит весть «мы тебя не зарегистрировали». Вроде бы и тренера знал, и никак не страховался, заполнил пустые бумаги, а до конца заявки оставалась всего неделя…
- Но ты, как всегда, нашел выход из ситуации?
- Здесь начинается все самое интересное для наших читателей (улыбается)! Тогда были варианты или «Астрахань», или «Владикавказ», но ранее в «Жемчужине» мне встретился помощник тренера Аркадий Иванович Красавин. Аркадий Иванович звонил мне с предложением в межсезонье: «Я сейчас принимаю команду, в Костроме, приезжай – наиграешься вдоволь!». Я честно отвечаю, что Вторая лига меня не интересует, так как я был игроком «Жемчужины» и у меня были варианты в Первой лиге. Но после подписания «несуществующего» контракта с "Нижним Новгородом", я оказался в сложном положении, ведь отказал всем командам из Первой лиги ради подписания с НН, до конца заявки остается неделя и я решаюсь позвонить Аркадию Ивановичу в костромской «Спартак».
- Советовался с отцом, что он сказал на предложение от костромского «Спартака» 2011-го года?
- В нашей семье принято, что можно рассказать о том, что волнует, послушать советы и мнения всех, но решение принять и нести за него ответственность должен самостоятельно. Поэтому мы все обсудили, я послушал мнение родителей и связался с Аркадием Ивановичем.
Аркадий Иванович: «У меня полный комплект, ставок хороших нет, команда бюджетная, но игрового времени я тебе дам, подумай, если готов – приезжай к нам на сбор в Ессентуки, тебе нужно сыграть так, чтобы убедить руководство и тебя подписали!»
Естественно, я принял вызов, сыграл, меня подписали. Отсюда начинается мой веселый путь в костромском «Спартаке», всегда буду отмечать, что «Спартак» Кострома 2011-го года команда фантастическая!
- Почему фантастическая?
- Потому что команда по факту была собрана из «отбросов», которые не пригодились в предыдущих своих командах и все очутились в костромском «Спартаке». Всех нас объединяла атмосфера, которую создал главный тренер и жажда к победам. Несмотря на плохое финансирование ребята сражались до победного в каждом матче – МУЖИКИ С ЯЙЦАМИ. Сейчас расскажу забавную историю: послематчевая раздевалка, мы снова одержали победу, к нам врываются «сверху» со словами: «ВЫ ЧЕ ТВОРИТЕ?! НАМ НЕ НУЖНО В ПЕРВУЮ ЛИГУ! МЫ НЕ ПОТЯНЕМ!». Может быть поэтому нам и задерживали премиальные и зарплаты. Объясню откуда такая тревога была у руководства: в те годы штрафовали клубы, которые занимали первые места, но не повышались в классе. Будучи костромским футболистом Второй лиги, в зимнюю паузу, втихаря, я поехал на просмотр в австрийскую Бундеслигу, в команду "Капфенберг" из одноименного города. В двух просмотровых матчах я отметился результативными действиями, но к сожалению, они не смогли меня оставить. Не всегда мечты сбываются, я вернулся в Кострому, в итоге руководство узнало о моем путешествии в Бундеслигу, но отнеслись к этому лояльно. Мы продолжили побеждать и по итогу сезона заняли второе место, за тур до конца чемпионата пропустили вперед «Петротрест», которые вышли в Первую лигу.
Я считаю, что «Спартак» Кострома 2011-го года – это трамплин для многих футболистов. Макс Тишкин, Анзор Саная и я, в итоге доросли до РПЛ. Многие ребята продолжили карьеры в клубах ФНЛ. Когда я играл в Костроме меня заметил Дмитрий Анатольевич Аленичев, который пригласил меня в тульский «Арсенал», где и начался заметный рост моих спортивных результатов. Вместе с тульским «Арсеналом» я прошел путь в три года - от Второй лиги до Премьер лиги.
- Расскажи о своем опыте в РПЛ?
- Самый главный опыт в психологических установках от главного тренера: «НЕ БОЙТЕСЬ ИГРАТЬ И ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ!». В целом мы играли в зрелищный футбол, не закрывались в обороне, не хватало мастерства для результата. По итогам сезона мы покинули элиту. Далее была томская «Томь», мы завоевали путевку в РПЛ, но далее в клубе начались большие финансовые сложности - я знаю, что такое быть 9,5 месяцев без зарплаты, в итоге «Томь» погасили перед всеми долги, но потеряла место в Высшем дивизионе и я перешел в зимнее окно в махачкалинское «Анжи», за который не провел ни одного матча.
- Куда дальше?
- Далее я отправился в ярославский «Шинник», который звал меня три года подряд, но по факту не сработались, не смог себя проявить в полной мере. И вот наконец-то я возвращаюсь в московское «Торпедо», с ними я начинаю путь со Второй лиге, мы поднимаемся в ФНЛ и, если бы не пандемия я уверен, что мы бы вернулись в РПЛ. «Торпедо» - это команда-семья, которую построила Елена Васильевна Еленцева (Человечище). До сих пор мы все дружны и общаемся, многие из ребят отмечают, что обстановка в «Торпедо» была самая лучшая за всю их карьеру. Проведя три сезона в «Торпедо», пережив смену власти я покинул команду. Далее в моей карьере было ростовское «СКА», которое ставило задачу выхода в ФНЛ, где я познакомился с Алексеем Соловьевым. Могу сказать только хорошее про этот коллектив, мы поставили рекорд по выигрышной серии – 13 побед подряд. При этом у некоторых ребят не хватало даже денег на транспорт. Ситуация: игрок опаздывает, спрашиваем «почему опоздал?» - «Денег нет на автобус». (Тяжелейшая финансовая ситуация). В зимнее окно я перехожу в стан главного соперника «СКА» - ФК «Чайка» с. Песчанокопское. По итогам сезона путевку добыло махачкалинское «Динамо», получается, что я поставил не на ту лошадь. (Улыбается). Далее принял предложение от ивановского «Текстильщика».
- И стал в итоге их капитаном! Расскажи, пожалуйста, об этом периоде?
- В Иванове были созданы очень хорошие условия, но футболисты не выполнили задачу. Мы ярко начали и думали, что каждая игра будет легко даваться, но Вторая лига - это крепкий орешек и никогда нельзя понижать к себе требования. После окончания сезона я возвращаюсь в Кострому за победами.
- Андрей, ты поддерживаешь с кем-то отношения из костромского «Спартака» 2011-го года?
- Да, это Анзор Саная, Дмитрий Вязьмикин. Вообще мне всегда везло на менторов в футболе, например, Дмитрий Вязьмикин, который был душой команды и отвечал за атмосферу. Так же мне посчастливилось быть в одной команде с Максимом Деменко, который показывал мне пример не только на поле, но и в быту, то как нужно вести себя с людьми. Отмечу Младена Кашчелана, который показал мне каким профессионалом нужно быть и как нужно к себе относиться. Огромный респект и уважение ему.
- Да на людей тебе определенно везет, расскажешь про личные отношения, ты женат, как встретил свою любовь?
- Я женат, семья Безлихотновых меня познакомила с моей супругой – Еленой и в первой совместной поездке любимая чуть не убила нас. Мы перевернулись на снегоходе, всего лишь на 10 секунд я отдал руль Лене, хорошо, что все обошлось и мы остались живы, с тех пор я понял, что с ней скучно не будет. Мы вместе с 2014-го года, воспитываем дочь Меланию, которой в ноябре исполнится 3 года! Она тоже с характером, настоящая разбойница. Семья – для меня важная ценность, ничего нет важнее ее. Кстати, моя супруга давала интервью, которое вы сможете прочесть здесь. Кажется, у нее это получается лучше (улыбается).
- Ты достаточно закрытый человек, я не нашла в социальных сетях ваших фото и твоего профиля?
- Я не веду социальные сети, старомоден, считаю, что это лишняя трата времени и воспитан так, что если ты что-то ценить, то ты, наоборот, это оберегаешь, а не выставляешь напоказ. Соц сети не веду.
- Как тебе нынешняя Кострома 2023-го года?
- Отличный боеспособный коллектив, который способен решать самые высокие задачи. Здесь руководство не будет забегать в раздевалку и тормозить команду в победах. Я считаю, что «Спартак» Кострома – это большой и интересный проект, у которого есть будущее. Уже развивают инфраструктуру, закладывают постройку нового стадиона, а я считаю, что в Костроме должен быть современный и комфортный стадион, который заслужили наши болельщики. Кострома – столица мира.
Я думаю, что в скором времени в Кострому будут приезжать не только толпы туристов, но и толпы болельщиков других именитых команд.