Находясь в различных городах России стараюсь навестить мечети. Если не попасть внутрь, так хоть снаружи пофотографировать. В Иерусалиме в мечеть на Храмовой горе меня не пустили, слабоват оказался в знании корана, а на входе дежурили два "экзаменатора" с внешностью и габаритами "вышибал". Зато в Казани мне удалось посетить изнутри два мусульманских храма. В основной в Кремле запросто пускают туристов. А в другой небольшой никто не препятствовал, что я считаю правильным.
Здесь же в Нижнем Новгороде мне и вовсе повезло. Я зашёл на территорию мечети и начал снимать на свой фотоаппарат. Вдруг из здания, где, видимо, располагается контора или офис мечети, не знаю как правильно назвать, вышел мулла (священнослужитель) и, увидев мою заинтересованность, предложил пройти внутрь мечети и там поснимать. Такой подход меня очень обрадовал. К слову, в это время там молилось несколько человек, что я и запечатлел на видео (см. по ссылке https://dzen.ru/video/watch/64e100cca4c73b7a823263d6).
Теперь немного истории. В 1908 году мусульманская община Нижнего Новгорода создала "Комитет по постройке магометанской мечети" в верхней части Нижнего Новгорода. В 1910 году "Комитет" добился официального разрешения на строительство и летом 1913 года состоялась закладка мечети. Торжественное открытие мечети состоялась 20 марта 1915 года. В 1938 мечеть её и стали использовать в качестве военного госпиталя, детского сада, склада и в других целях. В 1988 году после многочисленных ходатайств и обращений мусульман к высшему руководству страны Нижегородская соборная мечеть была возвращена мусульманам города.
Две основные особенности мечети – это купол и минарет. Внутри под куполом создаётся впечатление пространства и спокойствия; там хорошая акустика. Минарет - это высокая башня, с которой муэдзин созывает верующих на молитву, этот призыв называется азан, и провозглашается он пять раз в день.
Любая мечеть может иметь два входа - один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом. Отличительной и самой яркой особенностью молитвенной комнаты является полное отсутствие украшений и меблировки. В мечетях нет ни скамеек, ни стульев. Все сидят на полу.
Живописные украшения или статуи также отсутствуют, ибо изображения живых существ исламом запрещены, как явно противоречащие духу единобожия. Вам не удастся увидеть каких-либо изображений Бога, ангелов или пророков. Стена, обращенная к Мекке, известна как стена киблы. В этой стене располагается особо украшенная ниша, или альков, называемый михрабом. Это ни в коем случае не алтарь, хотя такая идея может зародиться в голове христианина. Михраб просто-напросто указывает направление в сторону Каабы и сосредоточивает ум мусульманина на мысли о Боге.
Справа от михраба устроен минбар - возвышение, с которого имам провозглашает проповедь хутбу. Подобное возвышение может быть очень простым и незамысловатым, а может быть и изысканнейше украшенным. Простейшей формы минбар представляет собой всего лишь пару покрытых ковром ступенек, ведущих на небольшой помост. Роскошные же и красивые минбары могут состоять из довольно высокого лестничного пролета, изысканно отделанного узорчатой резьбой.
С самого своего возникновения ислам был не только религиозным учением, но и сводом правил, касающихся всех сторон жизни человека, а также первым и главным источником мусульманского права – гражданского, уголовного и государственного. Ислам объединяет в себе веру, религиозные предписания, правовые и моральные нормы и определенные формы культуры, он охватывает и регулирует все стороны человеческой жизни – от государственной власти до мельчайших подробностей быта. в этом заключаются его уникальность и отличие от других мировых религий.
Пока я шёл к мечети по Б.Печёрской улице мне на глаза попался необычный деревянный дом в аварийном состоянии. Это был бывший дом крестьянина П.Л.Чардымова, построенный в 1911 году по проекту архитектора С.В.Левкова. Ещё в 1910-е годы домовладение приобрёл крестьянин Чардымов, который имел торговые лавки на Сенной площади.
Дом Чардымова являлся ярким примером нижегородского деревянного модерна с элементами русского народного стиля в деревянной резьбе. Здание входило в комплекс исторического наследия нижегородской деревянной архитектуры XIX - начала XX веков. Дом был в собственности московской строительной фирмы "Стройальянс", долгое время не эксплуатировался, не ремонтировался. Почти вплотную к нему шло строительство современной гостиницы. В 2018 году здание освободили от незаконной рекламной конструкции и позже изъяли у недобросовестного собственника.
К 2021 году дом находился на реставрации, но 30 мая 2022 года в здании произошёл пожар. Пострадала кровля и дом начали демонтировать. Нижегородцы забеспокоились, когда заметили около здания бульдозер. Они подумали, что дом готовят к сносу. Однако в региональном УГО ОКН (Управление государственной охраны объектов культурного наследия) Нижегородской области опровергли данную информацию. Выяснилось, что противоаварийные работы подразумевают разборку объекта с помощью строительной техники. Затем дом полностью восстановят в соответствии с законодательством РФ. Будем надеяться, что это так. Все фото сделаны мной в марте 2016 года.
Ещё один дом, принадлежавший ранее также крестьянину находится на улице Ульянова (бывшей Тихоновской). Всегда казалось, что крестьяне в царской России это угнетённый класс, у которого за душой ни гроша. Ан нет, было много примеров, когда крестьяне, даже бывшие ранее крепостными поднимались финансово и становились зажиточными, имели своё дело и приобретали недвижимость. К такому примеру и относится Иван Арабеков, который строительство своего каменного двухэтажного дома приурочил к 20-летию отмены крепостного права Александром II в 1861 году.
По сути, возводя в этом месте дом, простой крестьянин стремился символически закрепить свои достижения за годы свободной жизни и продемонстрировать их горожанам. Этим можно объяснить более богатый декор фасада дома, чем предполагалось проектом. Маскароны в виде мужских голов, фигурные филёнки между окнами и лепные розетки должны были показать общественности, что владельцу этой усадьбы есть чем гордиться. Работы по строительству каменного дома велись под надзором губернского архитектора Николая Богдановича Фельдта. Фасады сохранили облик конца XIX - начала XX века, выполненные в духе эклектики.