В марте 1697 года Петр I, прорубив окно в Европу, через него и отправился туда со своим «великим посольством». Почти на полтора года.
Гостя́ в ЕС образца 17 века, самодержец назвал себя европейцем, заявил о своей приверженности европейской культуре и пообещал сделать Россию европейской страной. «Наш мир — это Европа, надо у нее учиться». После чего, вернувшись, буквально пинками начал вбивать Европу в верноподанных. Там много чего было — кафтаны, парики, бороды, образование, кареты…
Еврокареты, кстати, нашим понравились. Даже полюбились. Главное — подняли статус; наконец-то всем стало понятно, кто на каком расстоянии находится от центра принятия решений. Ну и по мелочам плюшки были: еврокареты не гремели, как наши доморощенные, на рессорах мягше шли, а еще у них была звуко- и теплоизоляция, что в отечественных каретах напрочь отсутствовало. В общем, нормально так еврокареты вжились в россиян. И в лучшую часть россиян, и в лучшую часть тел лучших россиян.
И не думайте, что случившиеся спустя пару веков революция, гражданская война, а потом еще и война против группы недружественных государств в лице Антанты изменили отношение к средствам передвижения у лучшей части теперь уже советских людей. Война войной, но передвигались наши наркомы сплошь на заграничном — «Роллс-Ройсы», «Фиаты», «Рено», «Делоне-Бельвили», «Пакарады». Наркомы и рады бы на свое пересесть, но своего-то не было. В конце концов, сам Ленин до болезни разъезжал по улицам Петрограда на Turcat-Mery бывшего министра-председателя Временного правительства Керенского. То есть и в царские времена (а в стране уже с 1911 года был собственный Руссо-Балт К12/20) члены царского, а позже временного правительства, предпочитали зарубежный автопром. Руссо-Балт К12/20, вроде и неплох был, но… Гремел, был тряским, холодно в нем было, шумно. Статус в нем никак не поднимался.
Так что понять членов Совнаркома и политбюро, продолжавших передвигаться на «Роллс-Ройсах», «Бьюиках» и «Линкольнах», игнорируя собственные НАМИ-1, ГАЗ А, и ГАЗ М-1, понять было можно. У них тоже статус не поднимался.
Но с 1947 года наметились, вроде, изменения. С ростом конфронтации СССР с США, Сталин частично отказался от любимого «Пакарда» в пользу отечественного ЗИС-110 (хотя бы на официальных мероприятиях). Следом за вождем на отечественные авто пересели члены правительства и политбюро.
Тем не менее автомобильная иерархия никуда не делась. «Москвич» был для тех, кто попроще; «Победа» и «Волга» достались среднему классу; ЗИМ (в будущем «Чайка») — бомонду, ЗИС (ЗИЛ) — партийной элите. А «Запорожец» для тех, кто был проще простых. При таком порядке вернулись гром, дым и тряска, но сохранился — статус! Осознание того, что ты не как все.
Казалось бы, что ничто не способно было изменить существующий порядок даже после смерти Сталина. Особенно после того, как сменивший отца народов Хрущев пообещал Никсону строить для США автомобили в обмен на то, что США будут кормить СССР хлебом. Но на знаменитой Всесоюзной выставке 1959 года был буквально поражен американским «Ford Fairlane». После которой лучшие люди СССР вновь пересели на заграничные «Форд», «Бьюик» и «Шевроле».
Потом был еще Ельцин с Немцовым, обещавшие вернуть всех чиновников с заграничных машин на «Волги». Но о них не будем. Ибо о мертвых либо хорошо, либо никак.
Сегодня Россия вновь в кольце Антанты. И Вячеслав Володин (спикер Госдумы), предлагает обязать органы власти и бюджетные учреждения закупать в качестве служебного транспорта исключительно отечественные автомобили. Депутатам нижней палаты парламента он порекомендовал пересесть на «Москвичи» и «Лады».
И уже даже не понять, в какой раз кольцо истории обернулось вокруг себя.
Так Немцов, бывший когда-то нижегородским губернатором лоббировал перед Ельциным «Волги», производимые в его регионе, для федеральных чиновников. Говорят, за просто так.
Теперь вот Володин лоббирует «Москвичи» и «Лады Гранты». Очень хочется верить, что не за мзду от производителей машин, а исключительно из патриотических убеждений. При этом сенаторы и без того уже полтора как года стоят в очереди за «Аурусами».
Елабужский завод приступил к выпуску не штучных, а якобы «товарных» седанов Aurus Senat в мае 2021 года, обещая сделать 300–350 машин до конца 2021 года, а после увеличить объемы производства до 600 седанов ежегодно. Но что-то пошло не так. К концу прошлого года на учет в ГИБДД были поставлены 15 машин. При этом танков в нынешнем году в России собираются выпустить не менее 1600 единиц. Теперь понятно, почему сенаторы с такой легкостью ждут своих «Аурусов». Они явно уверены, что до конца сроков своих полномочий машин они так и не дождутся. Говорят, они даже приплачивают компании «Соллерс», чтобы та не торопилась с производством машин.
Также из-за санкций не хватает комплектующих и заводам, которые производят «Лады» и «Москвичи». Видимо, госчиновники, как и сенаторы, приплачивают производителям, чтобы те не особо торопились.
Предложи Володин пересадить всех российских чиновников на танки, тогда да; тогда бы они гарантированно получили свои средства передвижения вместо авто зарубежных брендов. При этом, сидя в шлеме в танке, ты гарантированно не ощущаешь тряски и грохота машины. Танк идет очень плавно. И по шоссе, и по пересеченной местности. Более того. Танки могут сохранять и статус чиновников и политиков. Армату (вместо Ауруса) — министрам и сенаторам, Т-90 — губернатором и депутатам нижней палаты, а Т-72 — остальным чиновникам. Ну и с тюнингом там можно поколдовать. Прицелы затемненные. Бревно на бампер. С калибром орудия опять можно поколдовать. При отсутствии идей, на танках можно просто написать ведомства, к которым они приписаны. При желании танки можно сделать даже именными.
При этом удастся сохранить — патриотизм!
И более того: с танками никто не будет подозревать тебя в ксенофилии (любовь до самозабвения ко всему иностранному).
Автор: Владмир Орехов