Найти в Дзене
haikiro

1. Сущность права, его признаки и функции

Право – одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступает как определенный порядок в обществе.

При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право – это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Т.е., в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И.Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобода размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начинается нос другого.

Юридическое понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 год), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы.

Объективное право представляет собой общеобязательную систему правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством.

Философы считают, что субъективное это объективное, пропущенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к праву, согласно которому нормы и правила поведения людей - это отражение законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход получил название теории естественного права (расцвет теорий естественного права датируют период XVII-XVIII вв.). Представители этой теории Гегель, Монтескье, Гольбах считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы поведения людей. Т.е. естеством, самой природой, все уже давным-давно придумано и нет необходимости разрабатывать что-то новое, нужно просто закрепить в ранг закона уже имеющиеся нормы.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права (возникновение в первой половине 19 в.). Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гюго и Карл Савиньи. Г. Гюго, например, считал, что нормы взаимоотношений между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, подобно языку, образовались в ходе исторического процесса общественного развития. Право образуется лишь на протяжении длительного исторического отрезка времени, путём передачи от поколения к поколению, посредством не материальной, а духовной составляющей, так называемой духовности или народного духа. Задача органов государства путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще реалистическую теорию права (нач. ХХ в.), согласно которой, правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой.

Автор теории Рудольф Иеринг, неоконченный труд «Цель в праве» (1872-1883). Автор выстроил свои рассуждения по следующей логической схеме:

Основная цель человеческого существования - самосохранение, для ее удовлетворения существует общество, в обществе эта цель вызывает потребность имущества, имущественный интерес требует для своей охраны установления права и государства. Таким образом, генезис права – закономерный процесс, который несет на себе отпечаток «социокультурного своеобразия» народа. Возникает право из борьбы, постоянно ведущейся в обществе.

В борьбе люди реализуют и защищают свои интересы, обретают право. В связи с этим право - не продукт «общественного договора» (естественная школа права) и не саморазвивающийся продукт (историческая школа права), а продукт цели, служащий общественным интересам.

Право, согласно концепции Иеринга, есть защищенный законом интерес; право есть «совокупность действующих в государстве принудительных норм»; право есть «система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением», т.е. государственной властью. В подтверждение этой теории ее основатель Рудольф Йеринг ссылался на многочисленные примеры подобных ситуаций из истории человечества.

Можно указать и на психологическую теорию права (нач. ХХ в.), основатель Л.И.Петражицкий. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, согласно которой право это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права:

а) социологическая теория; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права австриец Евгений Эрлих (начало XXв.), а также его последователь итальянец Роско Паунд утверждали, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Ганс Кельзен (его труд «Чистая теория права» - 1934г. или «Чистое учение о праве») считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. Поскольку государство является политической организацией власти и обладает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту волю выполнять. Для этого и был разработан такой инструмент, как право. Таким образом, также как слово является материальной действительностью мысли, так и право является материальным воплощением воли государства. Причем процесс возникновения права происходил одновременно с процессом становления государства.

Анализируя теории права, можно заметить, что каждая из теорий отражает какую-то грань его сущности. Учитывая эту многогранность можно дать определение права. Право это одна из форм общественного сознания и социального регулирования, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

В целом, определений термина право достаточно много. Право- общая мера свободы и справедливости, официально закрепленная в системе источников права и обеспеченная обществом и государством.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т.д.

Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосударственные структуры или общественные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позволяющим ему исполнять свои властные полномочия.

5. 5.Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных государством органов печати (Российская газета, Парламентская газета, Собрание законодательства РФ и др.)

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.

2. Регулирование политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общественных объединений, законодательная регламентация и контроль избирательных кампаний, референдумов и т.д.). Говоря о связи права и политики, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится нелегитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регулирование мировоззренческих ориентации личности относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.