Найти тему

О чём нам расскажет станция метро "Кировский завод"

"День гудком зовёт Кировский завод, он дворцам твоим - корень...", - поëт Александр Розенбаум. 

А мы, мысленно напевая эту строчку из песни, выйдем на одноимённой станции метро. 

Подземный зал станции метро "Кировский завод". Здесь и далее - фото автора, если не указано иное
Подземный зал станции метро "Кировский завод". Здесь и далее - фото автора, если не указано иное

"Кировский завод" - одна из первых станций ленинградского метрополитена. Напомню, что первыми стали станции участка "Площадь Восстания - Автово", они были торжественно открыты в ноябре 1955 года. 

Вскоре после открытия станции "Кировский завод", 1955-1960 годы. Фото с сайта pastvu.com
Вскоре после открытия станции "Кировский завод", 1955-1960 годы. Фото с сайта pastvu.com

В первые дни работы метро перевозка пассажиров осуществлялась по пригласительным билетам, которые выдавались на предприятиях, в первую очередь передовикам производства. Очередь из приглашённых была такой длинной, что кольцами огибала станцию "Площадь Восстания", с которой и отправился первый поезд.

И, как дети своей эпохи, эти станции первой очереди прекрасно демонстрируют нам особенности архитектуры и декора 1950-х: все они внутри и снаружи выполнены в классическом стиле и гармонично вписались в облик города. 

Наземный вестибюль станции со всех сторон окружён дорическими колоннами
Наземный вестибюль станции со всех сторон окружён дорическими колоннами

Станция "Кировский завод" получила своё имя в честь огромного промышленного предприятия, возле которого расположился еë вестибюль. Завод известен ещё с дореволюционных времён, только тогда он носил название - "Путиловский" по фамилии владельца - талантливого инженера Н. И. Путилова. С 1924 года завод уже - "Красный путиловец", а с 1934 - легендарный Кировский завод. Именно здесь, на переднем крае обороны, в тяжёлые блокадные времена завод продолжал выпускать и ремонтировать военную технику. В послевоенное время на заводе производились трактора "Кировец", а также паровозы, паровые турбины, краны и многое другое.

Вестибюль станции по проекту архитектора А.К. Андреева построен в виде отдельного здания в классическом стиле. Колоннада по всему периметру, широкая лестница - правда, похоже на древнегреческий храм? 

Наземный вестибюль станции
Наземный вестибюль станции

Но не только на древнегреческий храм похож этот вестибюль. Если вам кажется, что вы где-то ещё видели что-то похожее, то, скорее всего, вам не кажется: вполне возможно, что на 5-долларовой купюре! Давайте сравним и найдëм, как говорится, 10 отличий!

Пятидолларовая купюра для сравнения. Фото из свободных источников
Пятидолларовая купюра для сравнения. Фото из свободных источников

На обороте пятидолларовой банкноты изображен Мемориал Линкольна, расположенный в Вашингтоне. Портрет самого Линкольна – 16-го президента США – на лицевой стороне. И вот сразу одно из отличий: колонн в Мемориале Линкольна 36 – столько было штатов в годы его президентства.

Вид наземного вестибюля станции на открытке из набора "Ленинград". Фото с сайта pastvu.com
Вид наземного вестибюля станции на открытке из набора "Ленинград". Фото с сайта pastvu.com

А в наземном павильоне станции «Кировский завод» - 44 колонны. Детали-отличия, конечно, найдутся ещё, но в целом - очень похожие сооружения!

Внутреннее оформление станции раскрывает заводскую тему. Каждую из серых мраморных колонн в подземном зале венчают металлические горельефы, посвящëнные различным отраслям тяжëлой промышленности: "Электрификация", "Нефтяная промышленность", "Металлургия", "Каменноугольная промышленность". По первоначальному проекту под горельефами планировалось вывесить мраморные доски с письмами ленинградцев "отцу народов" Сталину, но до этого дело не дошло. 

Горельеф "Нефтяная промышленность"
Горельеф "Нефтяная промышленность"

Рассмотрим и другие детали станции:

Торшер в кассовом зале
Торшер в кассовом зале
Декоративная вставка возле эскалаторов
Декоративная вставка возле эскалаторов

В торце станции и по сей день глядит на пассажиров метро бронзовый Ленин.

Почему здесь не был установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову, в честь которого названы и завод, и район, (что было бы логично), история умалчивает.

В перспективе станция станет пересадочным узлом со строящейся станцией новой коричневой ветки - "Путиловской", и бюст Ильича придётся куда-то перенести из этого торца, по которому пойдут потоки пассажиров. Но сроки сдачи новых станций петербургского метрополитена каждый год сдвигаются, и бронзовому вождю можно пока расслабиться. 

Бюст В. И. Ленина в торце станции
Бюст В. И. Ленина в торце станции

А вообще у самых первых станций метро особенная атмосфера, строгая и прекрасная: деталей много, и каждая - на своëм месте. Вот что значит - классика!

Спасибо за внимание!

Буду рада вашим подпискам, лайкам и комментариям.

Увидимся в Петербурге!

.

.

.

.

.

.

.

#метроспб #кировскийзавод #петербургскийметрополитен #кировскийрайон #подземка #метро #прогулкипопетербургу