"День гудком зовёт Кировский завод, он дворцам твоим - корень...", - поëт Александр Розенбаум.
А мы, мысленно напевая эту строчку из песни, выйдем на одноимённой станции метро.
"Кировский завод" - одна из первых станций ленинградского метрополитена. Напомню, что первыми стали станции участка "Площадь Восстания - Автово", они были торжественно открыты в ноябре 1955 года.
В первые дни работы метро перевозка пассажиров осуществлялась по пригласительным билетам, которые выдавались на предприятиях, в первую очередь передовикам производства. Очередь из приглашённых была такой длинной, что кольцами огибала станцию "Площадь Восстания", с которой и отправился первый поезд.
И, как дети своей эпохи, эти станции первой очереди прекрасно демонстрируют нам особенности архитектуры и декора 1950-х: все они внутри и снаружи выполнены в классическом стиле и гармонично вписались в облик города.
Станция "Кировский завод" получила своё имя в честь огромного промышленного предприятия, возле которого расположился еë вестибюль. Завод известен ещё с дореволюционных времён, только тогда он носил название - "Путиловский" по фамилии владельца - талантливого инженера Н. И. Путилова. С 1924 года завод уже - "Красный путиловец", а с 1934 - легендарный Кировский завод. Именно здесь, на переднем крае обороны, в тяжёлые блокадные времена завод продолжал выпускать и ремонтировать военную технику. В послевоенное время на заводе производились трактора "Кировец", а также паровозы, паровые турбины, краны и многое другое.
Вестибюль станции по проекту архитектора А.К. Андреева построен в виде отдельного здания в классическом стиле. Колоннада по всему периметру, широкая лестница - правда, похоже на древнегреческий храм?
Но не только на древнегреческий храм похож этот вестибюль. Если вам кажется, что вы где-то ещё видели что-то похожее, то, скорее всего, вам не кажется: вполне возможно, что на 5-долларовой купюре! Давайте сравним и найдëм, как говорится, 10 отличий!
На обороте пятидолларовой банкноты изображен Мемориал Линкольна, расположенный в Вашингтоне. Портрет самого Линкольна – 16-го президента США – на лицевой стороне. И вот сразу одно из отличий: колонн в Мемориале Линкольна 36 – столько было штатов в годы его президентства.
А в наземном павильоне станции «Кировский завод» - 44 колонны. Детали-отличия, конечно, найдутся ещё, но в целом - очень похожие сооружения!
Внутреннее оформление станции раскрывает заводскую тему. Каждую из серых мраморных колонн в подземном зале венчают металлические горельефы, посвящëнные различным отраслям тяжëлой промышленности: "Электрификация", "Нефтяная промышленность", "Металлургия", "Каменноугольная промышленность". По первоначальному проекту под горельефами планировалось вывесить мраморные доски с письмами ленинградцев "отцу народов" Сталину, но до этого дело не дошло.
Рассмотрим и другие детали станции:
В торце станции и по сей день глядит на пассажиров метро бронзовый Ленин.
Почему здесь не был установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову, в честь которого названы и завод, и район, (что было бы логично), история умалчивает.
В перспективе станция станет пересадочным узлом со строящейся станцией новой коричневой ветки - "Путиловской", и бюст Ильича придётся куда-то перенести из этого торца, по которому пойдут потоки пассажиров. Но сроки сдачи новых станций петербургского метрополитена каждый год сдвигаются, и бронзовому вождю можно пока расслабиться.
А вообще у самых первых станций метро особенная атмосфера, строгая и прекрасная: деталей много, и каждая - на своëм месте. Вот что значит - классика!
Спасибо за внимание!
Буду рада вашим подпискам, лайкам и комментариям.
Увидимся в Петербурге!
.
.
.
.
.
.
.
#метроспб #кировскийзавод #петербургскийметрополитен #кировскийрайон #подземка #метро #прогулкипопетербургу