В 1057 г. шотландский трон занял Мальком, сын убитого короля, который пытался завоевать северные районы Шотландии. Мальком III одарил тех, кто его поддержал, они стали графами, баронам и рыцарями. Король повелел, «чтобы те, которые носили фамилию, происходящую от какой-нибудь должности или земли, их получили и пользовались ими». Среди многих фамилий указана фамилия Лермонт.
Род Лермонт продолжался в потомках. В ХIII веке талантливый поэт Томас прославил род Лермонт. Его называли: Томас Стихотворец, Томас-Рифмач, Томас Честный. Годы его жизни: примерно 1220 – 1290. Эрсидцун – местность, где жил Томас.
Потомкам кельтов в Ирландии и Шотландии ещё с VIII века было известно сказание о Тристане и Изольде. С годами и, тем более, по прошествии веков сказание обрастало разными подробностями. Считается, что Томас Стихотворец одним из первых воспел в балладе легенду о любви Тристана и Изольды. Песни, стихи, баллады Томаса были очень популярны и его личность стала полулегендарной. Многие уверены, что именно с произведений Томаса Лермонта началась шотландская литература.
Однажды ночью Михаил Юрьевич увидел призрака, который поведал, что он его предок. Потом по памяти Лермонтов изобразил пришедшего к нему призрака.
1613 год. Польская интервенция в России. Среди поляков находились представители других национальностей, наёмники. Русские отряды осадили крепость Белую (ныне г. Белый Смоленской области). 5 сентября польский гарнизон сдался. Наёмники – Ирландская и Шкотская, т. е. шотландская роты перешли на службу к русским. Что их подвигло сделать такой выбор? Почему они стали сражаться вместе с русскими? Может быть разочарование в польской армии? Или они поняли, что русские сражаются за правое дело, за свою землю и собственную независимость? К сожалению, мы может лишь предполагать.
Как бы не происходило, а в отряде Дмитрия Пожарского вместе с русскими ополченцами воевал бывший пленный – шотландец Георг Лермонт. Молодой царь Михаил Фёдорович Романов принял шотландцев и ирландцев в Московское войско. В 1617 году Георга Лермонта назначили прапорщиком. В 1618 году Георг (Джордж) Лермонт бился в отряде князя Куракина под Можайском против поляков. Также воевал против поляков и литовцев под Москвой возле Арбатских ворот, где его тяжело ранило. В 1619 году получил звание поручика, а впоследствии ротмистра. Воевал добросовестно, храбро и честно, за что в 1621 году царь даровал Георгию Лермонту грамоту за хорошую службу и земли (на основе жалованной грамоты от 9 марта 1621 г.) в Костромской губернии, а также в уезде Галическом под Чухломой – 3 пустоши с угодьями и 9 деревень (Привалкино, Копылово, Острожниково, Филино, Черемисиново, Кузнецово, Семенково, Ревякино, Усольцово).
Георга Лермонта на русской службе звали Юрием (Георгом) Андреевичем. В последствии шотландец женился. Дети Георга Лермонта: Вильям, Петр, Андрей или Генрих (от первой жены) и Екатерина (от второй жены) приняли православную веру.
Снова поляки ринулись на Московию, и Георг Лермонт сражался против них. В 1634 г. под Смоленском его убили. Предание гласит, что похоронен Георг Лермонт в своём русском имении у стен Авраамиева-Городецкого монастыря.
Русская ветвь, начало которой положил Георг Лермонт в восьмом поколении дала поэта. В ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 г. родился мальчик, которого назвали так же, как и дедушку по матери Михаилом.
Михаил Васильевич Арсеньев, помещик из Ельца Орловской губернии, участник сражений со Швецией в составе Преображенского полка, поручик лейб-гвардии. Бабушка Елизавета Алексеевна из рода Столыпиных. Она вспоминала: «Я была не молода, некрасива, когда вышла замуж, а муж меня любил и баловал… Я до конца была счастлива». Елизавета Алексеевна считала, что внук имеет явные сходства с дедом: «Нрав его и свойства совершенно Михаила Васильевича, дай Боже, чтобы добродетель и ум его был».
Арсеньевы приобрели село Тарханы и занимались его благоустройством. Стараниями Михаила Васильевича Арсеньева парк и сады Тархан отличалась от других усадеб Пензенской губернии удачной планировкой, учитывающей сложный рельеф местности, живописными видовыми перспективами и разными иными «затеями».
Мария Михайловна, дочь Арсеньевых вышла замуж за Юрия Петровича Лермонтова, участника заграничных походов 1805 – 1808 годов в войнах с Францией и Швецией. Затем Юрий Петрович по болезни вышел в отставку в чине капитана. Однако с началом Отечественной войны 1812 года вступил в тульское ополчение дворянства.
Часто посещая село Васильевское, соседнее со своим имением (Кропотово Тульской губ., ныне в Липецкой обл.) познакомился с Марией Арсеньевой.
Несмотря на добрый нрав и другие положительные качества Юрия Петровича, богатым он не был, а Елизавета Алексеевна мечтала для дочери найти лучшую партию. Но, тем не менее, уступила и дала согласие на брак. Отец Марии до замужества дочери не дожил. Свадьбу отпраздновали в Тарханах, где молодые прожили несколько лет. К сожалению, тёща с зятем часто не ладили.
Местные жители говорили, что Мария была: «ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще выглядела хрупким, нервным созданием… В Тарханах долго помнили как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и по-мощью, - помнили, как возилась она и с болезненным сыном… Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику».
Мария Михайловна скончалась от чахотки в 1817 году, ей было всего 21 год. Михаил Лермонтов часто вспоминал дорогой для него образ матери в произведениях. В автобиографической драме «Странный человек»: «На ее коленях протекали первые годы моего младенчества, ее имя… было первою моею речью, ее ласки облегчали мои первые болезни».
В 1830 г. вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я пла¬кал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
После смерти дочери Елизавета Алексеевна поставила зятю условие: она оставит имение внуку, если отец не будет принимать участия в воспитании сына. Материальное положения Юрия Петровича не могло обеспечить таким же доходом сына и он вынужден был уехать.
Юрий Петрович в своём завещании обращался к Михаилу: «...ты одарен способностями ума, ̶ не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оные на что-либо вредное и бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доб¬рое сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое во мне вни¬мание…
Только через десять лет встретились отец и сын в Кропотове. В дальнейшем часто видеться тоже не удавалось и всё же отец и сын встречались в Москве ежегодно. В одном из писем в декабре 1828 года Михаил Лермонтов сообщал: «Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего портфеля... слава богу! что такими любезными мне руками!»
В произведениях Михаила Юрьевича есть строки, где отражены тяжёлые семейные взаимоотношения: «У моей бабки, моей воспитательницы - жестокая распря с отцом моим, и это все на меня упадает» («Странный человек», 1831 г.).
В 1831 году Юрий Петрович скончался. Тяжесть разлуки с отцом Лермонтов выразил в стихотворении:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
В 1837 г. в Шотландии издана статья Вильяма Ролстона «Шотландец за границей». Михаил Юрьевич Лермонтов наконец узнал о предках по отцовской линии, давняя его мечта сбылась. После чего русских Лермонтовых стали соотносить с Лермонтами Шотландии.
Спасибо за внимание.