Найти тему
МуZей Победы

Непревзойденные героизм и мастерство. Как советские ВВС помогли одержать Победу в Великой Отечественной?

Оглавление

12 августа отмечается День Военно-воздушных сил. В честь этой даты мы подготовили материал о деятельности ВВС Красной Армии в годы Великой Отечественной. Вы узнаете, почему авиапромышленность СССР совершила чудо и какой вклад в Победу внесли советские летчики.

Становление советских ВВС

На 1 января 1941 года в ВВС Красной Армии насчитывалось 29,8 тысяч самолетов всех типов. К началу Великой Отечественной они были самыми массовыми в мире. Такого результата удалось достичь в кратчайшие сроки: всего за 20 лет практически с нуля. Во время Российской империи авиапромышленность не обладала достаточными мощностями для массового выпуска отечественных самолетов. Так, бомбардировщик «Илья Муромец» был выпущен в количестве 86 штук. Большинство машин были иностранными, они собирались по лицензии на российских заводах. По уровню развития авиации Российская империя существенно отставала от остальных передовых стран.

-2

После революции советское правительство активно взялось за развитие авиации. Эта отрасль создавалась фактически с нуля. В кратчайшие сроки удалось преодолеть отставание и выйти в лидеры по темпам развития авиации. Такие достижения стали возможны благодаря переходу на плановую социалистическую экономику и индустриализации. В стране повсеместно создавались аэроклубы, строились заводы, подготавливалась кадровая и материальная база для ВВС.

-3

Такой бурный рост проходил не без проблем, в первую очередь не хватало квалифицированных кадров для массового выпуска, имелись проблемы с двигателями. Тем не менее советскому правительству удалось организовать массовое производство новых, полностью отечественных самолетов и обучить достаточное количество летчиков и обслуживающего персонала.

-4

Великая Отечественная

К началу Великой Отечественной ВВС Красной Армии были грозной силой, хотя и имели свои недостатки. Так, большинство самолетов, особенно истребителей, уступали вражеским по скорости и уровню радиофикации. Немцы понимали, что советские летчики существенно повлияют на ход боев. Поэтому основные силы Люфтваффе первый день войны были сосредоточены для систематических ударов по аэродромам Красной Армии. Советские ВВС понесли значительные потери, но не были разгромлены.

-5

В ходе ожесточенных воздушных боев к 1943 году советские летчики завоевали господство в воздухе. Значительную роль в этом сыграла экономика. Авиапромышленность смогла заместить утраченные в первые месяцы войны самолеты и внедрить в производство современные образцы.

Истребители ЯК-9Д
Истребители ЯК-9Д

Всего за годы войны было выпущено более 63 000 истребителей, 37 500 штурмовиков, 21 100 бомбардировщиков, 17 300 транспортных и 4 000 учебных самолета.

Ил-2
Ил-2

В годы Великой Отечественной фронт получил почти 36 тысяч легендарных штурмовиков Ил-2. За счет своего бронирования, простоты производства и надежности самолет хорошо зарекомендовал себя в боях. Атаки Ил-2 по наземным войскам противника существенно влияли на ход боевых действий и помогали Красной Армии.

Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб

Господство в воздухе обеспечивалось в первую очередь за счет истребителей. Наиболее успешными образцами этого типа стали самолеты Ла-7 и Як-3. Так, именно на Ла-7 летал самый результативный советский летчик Иван Кожедуб, на счету которого было 64 сбитых самолета.

Ла-7
Ла-7

В 1944-45 годах советские ВВС прочно удерживали воздушное превосходство и не уступали по характеристикам самолетов и подготовке летчиков врагу. Всего за годы Великой Отечественной войны советские ВВС совершили около 3125 тысяч боевых самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике.

-10

Узнать больше о деятельности советских летчиков и конструкторов вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода