67,8K подписчиков

Почему сэппуку - это иногда не "суицид чести", а банальная казнь

5,8K прочитали

В свете того, что с сегодняшнего дня и в ближайшее время на канале пойдет речь о кое-какие специфических японских обычаях, я бы хотел заранее и отдельно уточнить для широкой публики один немаловажный аспект менталитета людей Страны Восходящего Солнца.

Сейчас у нас только совсем неграмотный не слышал про обычай харакири. Кто более продвинут, тот знает, что правильно этот обычай ритуального самоубийства "по законам чести" (так, как их понимали японцы) именуется сэппуку. Но есть один нюанс...

В свете того, что с сегодняшнего дня и в ближайшее время на канале пойдет речь о кое-какие специфических японских обычаях, я бы хотел заранее и отдельно уточнить для широкой публики один немаловажный

В Японии после эпохи Сэнгоку Дзидай, с воцарением рода Токугава и началом периода Эдо, практически исчезли социальные лифты вертикального толка, между высшими и низшими слоями населения. Раньше они были, и крестьянин мог стать самураем и даже удельным князем (лучший пример - знаменитый Тоетоми Хидэеси). А потом - дудки! Кстати, что иронично - сам же Хидэеси эти лифты и того... Нивелировал.

Чтоб никто не повторил его путь из крестьянских сыновей в полноправные диктаторы. Хидэеси слишком хорошо знал, что это возможно...

Так вот, именно в период Эдо самураи окончательно обособились в отдельную замкнутую касту, и начали вырабатывать себе тот самый бусидо, знаменитый "путь воина", кодекс чести. Хагакурэ, "Сокрытое в листве", и вот это вот все...) И им требовалось чем-то отличаться от остальных слоев населения - и в первую очередь отличиями служила разница социальных и, главное, моральных норм.

Именно поэтому, если самурай совершал преступление, его, конечно, могли убить якобы "при попытке к бегству", могли в особых случаях и казнить обычным порядком, как простолюдина, но считалось, что он достоин привилегии добровольно оборвать свою жизнь. Что, значит, он раскаялся, замаранная честь и грязная совесть его замучили, он принес покаяние сюзерену, и тот милостиво разрешил ему добровольно принять смерть.

Восток - дело тонкое... Помимо всего прочего, такая практика наглядно демонстрировала широким массам населения моральное и духовное превосходство самураев - что автоматически подтверждало их право быть высшей кастой. Командовать, править и принимать решения. Считалось, что, совершая сэппуку, самурай окончательно и в высшей степени побеждает свой собственный страх, и тем утверждает свое право жить. Своего рода, во всяком случае.

Именно поэтому сэппуку было привилегией высшего сословия (хотя известны случаи, когда нечто подобное совершали и простолюдины - вот это как раз и было харакири). И именно поэтому обычай совершать сэппуку со временем трансформировался в способ казни.

Формально проштрафившийся самурай шел на него добровольно. Фактически - к нему приговаривали. Обвиненному в грехах соответствующей тяжести просто не оставляли иного выбора. Если не сделаешь сэппуку - позор ляжет на семью и вообще на весь клан, причем не только на твой, а еще и на клан сюзеренов, а уж они-то припомнят твоей жене, детям, внукам... Тебе-то все равно лежать с отрубленной башкой, а им потом, если не пойдешь на сэппуку - либо самим его совершать (женщины тоже это делали, правда, вскрывая себе не живот, а горло), либо жить потом всю жизнь - как с клеймом "врага народа".

Были случаи, что и дети...

Надо сказать, что японцы очень четко понимали, где сэппуку действительно абсолютно добровольное и по лично понимаемым этим человеком правилам чести, а где - сугубо формальное. В первом случае персонаж считал своим долгом нанести себе ритуальным кинжалом кусунгобу как можно более глубокую и длинную рану, и работа кайсяку (того, кто должен облегчить муки страдальца, снеся ему голову) усложнялась до предела - и слишком рано рубить нельзя, неуважение, и слишком поздно - тоже, тело может успеть завалиться на бок или спину, удар смажется...

А во втором - достаточно было порой сделать себе один небольшой укольчик в живот, как комарик укусит, просто чтоб на белой рубахе показалось алое - и все, голова слетает на "коврик крови"...

Формальности соблюдены, честь не запятнана.

Кстати, внешне определить, где какое сэппуку, стороннему наблюдателю было легко. Если действительно добровольное - охрана по периметру "сэппукирующегося" стоит с мечами или копьями в положении, аналогичном нашему "подвысь". То есть - острия вверх. Если недобровольное - острия смотрят вперед и вниз, прямо на него, заключая его в стальное кольцо.

В свете того, что с сегодняшнего дня и в ближайшее время на канале пойдет речь о кое-какие специфических японских обычаях, я бы хотел заранее и отдельно уточнить для широкой публики один немаловажный-2

Потому что здесь же, в нескольких шагах, обычно сидит и сюзерен этого человека. Наблюдает. А все люди смертны и слабы, случаи бывали, пусть и очень редко - с крохотным ножичком кусунгобу приговоренный прыгал на сюзерена, желая в последнем выплеске сил все-таки достать до обидчика...

Кстати, не только у японцев была в ходу подобная ритуалистика. У многих евразийских степных народов (кажется, от монголов пошло, потом в покоренный ими Китай перекочевало) был обычай, когда проштрафившемуся придворному от императора присылали шелковый шнурочек в драгоценной коробочке - удавись-ка, милок, сам, палачей не тревожа, им, чай, тоже выходные с семьями провести хочется....))

А то вместо шнурка в шкатулке был яд - в общем-то, невелика разница.

Это Восток...