Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Те из вас, кто давно читает мои публикации, знает, что на моем канале я много внимания уделяю истории знаменитых московских кладбищ и людям, похороненным на них. Как то так получилось, что я пока ни разу не касался темы одного из старейших и интереснейших некрополей первопрестольной кладбища Донского монастыря. Сегодня я хочу рассказать вам о похороненном здесь знаменитом писателе, философе и государственном и общественном деятеле
Владимире Федоровиче Одоевском (1804 – 1869)
Почему именно о нем? Ну нужно же с кого-то начинать, а сегодня 11 августа исполняется 219 лет со дня его рождения.
Итак, Владимир Одоевский родился в семье, которая считалась одной из самых родовитых в России. Князья Одоевские были известны со времен Рюрика, и соответственно их родословная насчитывала порядка 1000 лет, примерно столько же, сколько существовала на тот момент Россия. Родовитость, это конечно прекрасно но, особым богатством семья похвастаться не могла, хотя конечно не бедствовала.
Отец будущего писателя Фёдор Сергеевич был директором Московского ассигнационного банка, матушка дочерью отставного прапорщика и писалась московской мещанкой, что в свое время вызвало бурю негодования со стороны отцовской родни.
Отец умер, когда Володе было 4 года. Мать вскоре опять вышла замуж, а сына пристроила на воспитание в семью двоюродного дядя по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского.
Нужно отдать должное родственникам мальчика, образование он получил блестящее.
Его «альма матер» стал Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России начала 19 века.
Одоевский учился превосходно и с удовольствием. Он проявлял необыкновенные успехи в изучении «живых» французского, немецкого, итальянского, английского и испанского языков. Кроме того знал, церковнославянский, древнегреческий и латынь. Добавьте к этому, значительные успехи в изучении анатомии, физиологии, физики, химии, техники и вам станет понятно, что молодой человек учился отнюдь «…не чему ни будь и, как ни будь…». Кроме того Юноша прекрасно играл на пианино, особенно ценил и любил Баха.
Считается что именно в те годы под влиянием директора пансиона Антона Антоновича Прокопович-Антонского, в нем зародилась склонность к мистицизму и любовь к немецкой философии.
Окончив пансион с отличием, Владимир Одоевский в 1823 году поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел.
Среди его сослуживцев были Алексей Веневитинов и Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский и другие любители стихов, философии и метафизики, вошедшие в историю русской культуры, как сообщество «архивных юношей».
Кроме работы в архиве Одоевский начинает публиковать стихи и небольшие повести в журналах. Примерно в то же время в его квартире начинает собираться кружок любителей философии «Общество любомудров». Молодые люди, собиравшиеся здесь, интересовались немецкой идеалистической философией, изучали работы Ф. В. Шеллинга, а также Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте. По моде того времени общество считалось тайным имело свой устав и определенный набор обрядов. Впрочем, просуществовало оно не долго. После восстания декабристов, Одоевский собрал своих сподвижников, сжег в их присутствии весь архив сообщества в камине и объявил о прекращении дальнейшей деятельности любомудров.
В 1826 году молодой человек отправляется в Петербург, где женился на Ольге Степановне Ланской (1797—1873), дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского.
В октябре 1826 года он получает место секретаря Цензурного комитета при Министерстве внутренних дел. В своём доме в Мошковом переулке супруги Одоевские держали литературный салон, в котором собирались известные писатели и музыканты, не только отечественные, но и приезжие. По воспоминаниям современников однажды здесь играл сам Ференц Лист.
Одоевский может служить образцом добросовестного чиновника, предельно ответственно относившемуся к исполнению возложенных на него обязанностей. Государственную службу он успешно совмещает с литературным творчеством.
Он пишет роман «Русские ночи», мистические повести для взрослых «Сильфида», «Косморама» и, наконец, детские сказки. В 1833 году в свет выходит одна из первых в России книжек написанных специально для детей «Пестрые сказки»
Повествование ведется от имени чудаковатого ученого Иринея Модестовича Гомозейки, который в легкой ироничной форме рассказывает маленьким читателям о вполне серьезных вещах. Спустя почти полтора века, наш современник детский писатель Кир Булычев слега изменив фамилию персонажа Одоевского, назовет Громозекой очень симпатичного инопланетянина
В 1834 году Одоевский выпускает, пожалуй, самую знаменитую свою сказку, которую помнят и читают дети во всем мире. Речь идет, конечно же, о сказке "Городок в табакерке".
Между прочим, сказка имела вполне серьезную практическую цель. Благодаря ей маленькие читатели узнали, откуда берется музыка в папиной табакерке или часах, а так же маминой шкатулке. Ну а словосочетание мальчик – колокольчик прочно вошло в русский язык.
Между прочим, Одоевского вполне можно считать основоположником русской фантастики. В своем романе «4338-й год. Петербургские письма» он описал Россию 44-го века. Как это не покажется невероятным, но в этом повествовании, написанном от лица китайского студента, есть все, или почти все, что нам сегодня так привычно. Люди перемещаются на скоростных поездах движущихся в тоннелях под землей, общаются с помощью специальных устройств напоминающих интернет, летают на сверх скоростных аппаратах и т.д.
Вот только самое главное событие, которое описал Одоевский, пока не произошло, да и честно сказать вряд ли когда произойдет. Петербург и Москва объединились в единый мегаполис, в котором живут совершенно всем довольные люди.
Одоевский был всесторонне образованным человеком и занятия литературой перемежал с занятиями химией, алхимией и даже практической магией, за что был прозван «русским Фаустом».
Впрочем все это не мешало ему не только исправно служить, но и продвигаться по служебной лестнице.
В 1846 году В. Ф. Одоевский был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.
В 1861 году музей переезжает в Москву и вместе с ним в Первопрестольную возвращается и князь Владимир Федорович Одоевский.
В Москве он проживал в доме на Смоленском бульваре. До конца жизни сохранял самые разные интересы. В конце жизни он заинтересовался стенографией и принялся составлять «Руководство к постепенному изучению русской скорописи».
В последние годы близко дружил со священником и исследователем древнерусской церковной музыки Д. В. Разумовским, которого рекомендовал на должность главы кафедры в Московской консерватории.
Владимир Федорович Одоевский скончался 27 февраля (11 марта) 1869 года. К сожалению, детей у него не было, и потому с его смертью прервался один из древнейших княжеских родов России.
Перед смертью князя Одоевского исповедовал и причастил Отец Димитрий Разумовский.
Похоронен последний князь Одоевский в Донском монастыре с северной стороны от церкви Архистратига Михаила.
Через три года рядом с ним упокоилась супруга Ольга Степановна Одоевская, урожденная Ланская (1797-1872).
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Если тема некрополя Донского монастыря покажется вам интересной, она обязательно будет продолжена в ближайшее время. Поэтому я как всегда буду с нетерпением ждать ваших отзывов, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.