Распад СССР и крах социалистического лагеря в странах Восточной Европы привели к упадку коммунистического движения не только в бывших соцстранах, но и во всех остальных. Многие коммунистические партии были поражены оппортунизмом и ревизионизмом еще во времена расцвета социалистического блока, например, Французская коммунистическая партия, Итальянская коммунистическая партия, Союз коммунистов Югославии и т.д. Эти партии с середины 20-го века переходили с марксистско-ленинских позиций на еврокоммунистические ((Еврокоммунизм — оппортунистическое течение в марксизме, отрицающие диктатуру пролетариата и выступающие за мирные социалистические преобразования, а также отрицающее весь опыт построения социализма в соцстранах из-за недостаточности политических прав и свобод среди населения), реформистские, что выражалось в изменении их подхода к ведению классовой борьбы, в частности, ставился акцент на участии в парламентских выборах, на борьбу исключительно в культурном поле, отголоски теории “Культурной гегемонии” Антонио Грамши, на организацию и сплочения не рабочих масс, а студенчества и прочей интеллигенции. Естественно, становится понятным, что такие партии медленно превращались из передового отряда рабочего класса в типичные социал-демократические партии, отстаивающие интересы буржуазии, как например ФКП, о которой мы упомянем в дальнейшем. Крах социалистического лагеря лишь ускорил процесс деградации коммунистических партий, поскольку, во всем мире не было больше сдерживающего фактора в лице сильных марксистско-ленинских партий, которые руководили строительством социализма и вели открытую борьбу со всякими искажениями марксизма. К таким партиям можно отнести: КПСС, Социалистическая единая партия Германии, Болгарская коммунистическая партия, которые публиковали материалы против популярных в Западной Европе идей еврокоммунизма, маоизма, неомарксизма и т.д.
Однако объективные законы развития капитализма во всем мире, так или иначе, способствуют усилению классового антагонизма между буржуазией и пролетариатом. По этой причине трудящимся необходимо иметь собственную политическую организацию для ведения успешной борьбы с господствующим классом, поэтому в среде рабочего класса вновь появляются коммунистические организации и коммунистические партии (Марксистско-ленинская партия коммунистического возрождения Испании, Рабочий фронт Украины, Коммунистическая организация Германии).
Для многих современных марксистов и левых просветителей представляется трудным разобраться с наличием в той или иной стране развитого коммунистического движения. Связано это прежде всего с тем, что на просторах русскоязычного интернета крайне мало материалов об иностранных коммунистических организациях, многие сайты банально заблокированы, а теоретические программы организаций не переведены на русский язык. Во избежание проблем с анализом рабочего движения и в целях освещения деятельности коммунистических организаций различных стран, редакция канала «Оружие критики» представляет вашему вниманию цикл статей с анализом иностранных коммунистических организаций. В данной статье мы рассмотрим коммунистические организации Франции.
Актуальность анализа коммунистического движения во Франции обусловлена тем, что во Франции недавно проходили протесты против пенсионной реформы, которые привлекли внимание многих марксистов. Некоторые даже открыто заявляли, что во Франции возможна «новая революция», аргументируя это высоким уровнем протестного настроения среди французских граждан и “массовостью” протестов. Данное утверждение является абсурдным, поскольку, никакая “массовость” и никакой настрой сами по себе, без партии, отражающей интересы трудящихся и руководящей ими, не смогут привести рабочих к победе над капиталистами.
Теперь перейдем к непосредственному разбору коммунистических организаций Франции. Начать стоит именно с Французской коммунистической партии (ФКП), поскольку, именно она долгое время являлась примером сильной марксистско-ленинской партии во Франции. Партия была основана в 1920 году, членами левого крыла Французской секции рабочего интернационала (одно из отделений Второго Интернационала), поддерживающими Октябрьскую революцию в России. До 1968 года ФКП была одной из самых сильных коммунистических партий Западной Европы, партия успешно боролась за права трудящихся и за улучшение их материального положения, смогла организовать «Народный Фронт» и стать во главе этого объединения, что позволило предотвратить попытку установления фашизма во Франции в 1934 году, когда фашистские организации провели марш к Бурбонскому дворцу, где заседало Национальное собрание, и потребовали у них власть, коммунисты в качестве ответного действия, совместно с социал-демократами, организовали всеобщую стачку с целью давления на французское правительство, после которой был издан приказ о запрете фашистских организаций во Франции.
После событий «Красного мая» ФКП скатывалась в откровенный ревизионизм и оппортунизм. В конце декабря 1968 года ЦК ФКП принял манифест «За передовую демократию, за социалистическую Францию», в котором ближайшей задачей партии стала борьба за установление “передовой”, подлинной демократии во Франции, а не совершение социалистической революции. Далее партия опубликовала “Черную книгу коммунизма”, где она признала преступления марксизма-ленинизма и заявила, что опыт СССР был: «отрицательным, даже чудовищным во многих отношениях» (Léo Figuères, Histoire des communistes français, Paris, Le Temps des Cerises, 1996.)
После падения СССР в 1991 г. ФКП отказалась от демократического централизма и марксистско-ленинского способа организации. Отказ от принципов демократического централизма привел к формированию фракций внутри ФКП: “большинство” — выступают за сохранения текущего еврокоммунистического курса партии, “ортодоксы” — выступают за преобразование партии, стремятся вернуть ее на марксистско-ленинские позиции, “хьюисты” — выступают за превращение партии в широкое левое прогрессивное движение, с полной ликвидацией коммунистической партии, “новаторы” — выступают за автономность действий каждого отдела партии и каждого члена партии, “троцкисты”— выступают за углубление сотрудничества ФКП с “Международной марксистской тенденцией и т.д. ( PCF: Résultat du vote des communistes sur la base commune / 29 et 30 octobre 2008)
Основным видом деятельности партии является участие в президентских и парламентских выборах, где зачастую они выдвигают не кандидата от собственной партии, а лишь поддерживают “наиболее прогрессивного”, по их мнению, кандидата. Также ФКП предпринимает постоянные попытки по созданию различных широколевых коалиций, состоящих из социал-демократов, анархистов, троцкистов и т.д. Во время протестов против пенсионной реформы ФКП, спустя длительные и ожесточенные дебаты на съезде партии, решила только “резко” выступить против законопроекта о пенсионной реформе в парламенте Франции, то есть, ФКП, в духе еврокоммунистической парадигмы, отказалась от последовательного участия в организации и сплочении рабочего движения.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что ФКП занимается лишь участием в выборах, бесконечных обсуждений “тактических” вопросов на партийных съездах, а также поддержкой откровенно буржуазных политиков на выборах. Такие действия ФКП не ведут к организации трудящихся и повышению уровня их классовой сознательности, а наоборот, лишь укрепляют текущие буржуазные порядки. Иными словами, Французская коммунистическая партия, которая была в первой половине 20-го века одной из самых сильных и развитых коммунистических партий, в наше время, по иронии, стала оплотом оппортунизма во Франции, против которого она когда-то боролась.
Стоит также отдельно упомянуть партию “Непокоренная Франция” (La France insoumise), которую также ошибочно считают коммунистической, благодаря деятельности ютуб-канала “Вестник Бури”. Партия была основана в 2016 году с целью поддержки Жана-Люка Меланшона на президентских выборах. Образовалась она из отколов от других партий, в частности: от ФКП, от мелких троцкистских групп, от “Ортодоксального полюса коммунистического возрождения”. Идеологией партии является демократический социализм, который является лишь одной из разновидностей еврокоммунизма. Организационная структура партии, по сути, является стихийной и автономной, поскольку, в партии нет четкой иерархии, все тактические решения принимаются местными отделениями партии, что часто приводит к расхождениям с общепартийной линией. Естественно, при такой форме организации партии невозможна реализация принципов демократического централизма.
“Непокоренная Франция” активно участвует в президентских и парламентских выборах, поскольку, данная партия считает, что только путем открытого голосования народа, иными словами, реформизма, возможно добиться политической власти. Также “Непокоренная Франция” старается участвовать в создании “демократических” коалиций, чтобы свергнуть “диктатуру Макрона”. Несмотря на то, что партия ни в идеологическом, ни в организационном, ни в практическом плане не является пролетарской коммунистической партией, ее открыто поддерживают такие партии как ФКП и “Партия коммунистического возрождения Франции”.
Лицом и лидером “Непокоренной Франции” является Жан-Люк Меланшон. В прошлом, он состоял в “Международной коммунистической организации”, стоящей на позициях троцкизма организацией, отколовшейся от “Четвертого интернационала”. Затем Меланшон размежевался с троцкистами и вступил в “Социалистическую партию Франции”, где попытался создать фракцию из наиболее “левых” членов партии. Однако позднее он выступал в поддержку социал-демократа Франсуа Миттерана, который не стеснялся сотрудничать с консервативными политиками с целью дальнейшего отката всех социальных реформ, завоеванных рабочим классом Франции. На данный момент Меланшон сотрудничает как с ФКП и троцкистами, так и с социал-либеральными и социал-демократическими партиями. Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что лидер “прогрессивной революционной” партии является типичным оппортунистом, с которыми коммунисты всегда вели открытую и непримиримую борьбу:
“Когда говорится о борьбе с оппортунизмом, не следует никогда забывать характерной черты всего современного оппортунизма во всех и всяческих областях: его неопределенности, расплывчатости, неуловимости. Оппортунист, по самой своей природе, уклоняется всегда от определенной и бесповоротной постановки вопроса, отыскивает равнодействующую, вьется ужом между исключающими одна другую точками зрения, стараясь “быть согласным” и с той и с другой, сводя свои разногласия к поправочкам, к сомнениям, к благим и невинным пожеланиям и проч. и проч” (В. И. Ленин, “Шаг вперед, два шага назад”, 1904 год).
Во время протестов против пенсионной реформы, Меланшон и партия “Непокоренная Франция”призывали протестующих проявить “мирный характер” выступлений, по этой причине руководство партии совместно с “Коалицией левых сил” собирали подписи у граждан для легальной отмены повышения пенсионного возраста.
Исходя из вышесказанного, “Непокоренная Франция” не является коммунистической партией, более того, она даже не стремится ей стать, поскольку, за все время существования партии не была выстроена строгая структура, основанная на демократическом централизме, отсутствует пролетарская теория марксизма-ленинизма и сама практика революционной борьбы сводится к стихийности и реформизму.
Подводя итог данной статьи, нами были разобраны две самые известные и “революционные” партии во Франции, которые не имеют ничего общего с настоящей коммунистической партией. Данные партии, ввиду собственного оппортунизма, ревизионизма и реформизма, не способны привести к победе пролетариата над буржуазией, они лишь способствуют усыплению бдительности и дезорганизации рабочего класса. Настоящая коммунистическая партия, в свою очередь, является авангардом пролетариата, только с помощью нее пролетариат может свергнуть правящий класс и перейти к революционным преобразованиям общества. Такие азбучные истины озвучивали еще классики марксизма:
«Партия должна быть, прежде всего, передовым отрядом рабочего класса. Партия должна вобрать в себя все лучшие элементы рабочего класса, их опыт, их революционность, их беззаветную преданность делу пролетариата. Но, чтобы быть действительно передовым отрядом, партия должна быть вооружена революционной теорией, знанием законов движения, знанием законов революции. Без этого она не в силах руководить борьбой пролетариата, вести за собой пролетариат. Партия не может быть действительной партией, если она ограничивается регистрированием того, что переживает и думает масса рабочего класса, если она тащится в хвосте за стихийным движением, если она не умеет преодолеть косность и политическое безразличие стихийного движения, если она не умеет подняться выше минутных интересов пролетариата, если она не умеет поднимать массы до уровня классовых интересов пролетариата. Партия должна стоять впереди рабочего класса, она должна видеть дальше рабочего класса, она должна вести за собой пролетариат, а не тащиться в хвосте за стихийностью» (И. В. Сталин «Об основах ленинизма», 1920 год).
“Мы видим в самостоятельной, непримиримо марксистской, партии революционного пролетариата единственный залог победы социализма и путь к победе, наиболее свободный от шатаний. Мы никогда поэтому, не исключая самых революционных моментов, не откажемся от полной самостоятельности соц.-дем. (коммунистической) партии, от полной непримиримости нашей идеологии” (В. И. Ленин, “О боевом соглашении для восстания”, 1905 год).
Список использованных источников:
- И. В. Сталин, «Об основах ленинизма», 1920 г.;
- В. И. Ленин, “Шаг вперед, два шага назад”, 1904 г.;
- В. И. Ленин, “О боевом соглашении для восстания”, 1905 г.;
- Léo Figuères, Histoire des communistes français, Paris, Le Temps des Cerises, 1996.
- PCF: Résultat du vote des communistes sur la base commune / 29 et 30 octobre 2008