Люди, прочитавшие книгу, обычно разочаровываются, когда смотрят фильм. Потому что у них в голове уже есть своя "экранизация", которая далеко не всегда совпадает с существующей. Но бывают и фильмы, которые оказались намного лучше первоисточников.
"Пеппи Длинныйчулок" (1984)
Книжка Астрид Линдгрен - вещь неплохая, но проходная. Сказочные повести про Карлсона, Рони, Эмиля из Леннеберги получились намного сильнее. Но из ничем не выдающейся книжки Маргарита Микаэлян сделала прекрасный фильм. Да, он довольно мрачный - взять хотя бы кукольный спектакль про убийство графини и всю линию с цирком дрессированных детей. Но мне нравится игра на контрастах: вот Пеппи дурачится и играет в пиратов, а вот она с абсолютно серьёзным выражением лица поёт грустную песенку о своих папе и маме. А какая в фильме прекрасная финальная песня в исполнении Михаила Боярского!
"Королевство Кривых зеркал" (1963)
Книга - тупая, тупейшая агитка с карикатурными злодеями и плагиатом. Герой, не желающий делать кривые зеркала, пришёл прямо из сказочной повести Кассиля о трёх мастерах - это вставной сюжет в повести "Дорогие мои мальчишки". Фильм получился намного сильнее. Роу умел снимать сказки и в славянском, и в западном стиле. Мне в детстве очень нравилась "игра престолов", которой заняты Абаж, Нушрок и Анидаг. Хорошо показано, как отличаются злодей с минимальным наличием моральных стандартов (Нушрок) и злодей абсолютно беспринципный (Абаж). Последний бесцеремонно бросает яд в бокал своей как бы союзницы Анидаг. Нушрок, при всей своей жестокости, против дочери не идёт.
"Зелёный фургон" (1983)
Здесь, как и в случае с "Пеппи Длинныйчулок", из обычной книги получился гениальный фильм. Рассказ - вещь на один раз, прочитать и забыть. Кино совершенно шедевральное. Отчаянный и наивный Володя Патрикеев, по-крестьянски практичный, но трусоватый милиционер Грищенко, эффектный и коварный бандит Червень... А ещё мне очень нравится герой Александра Демьяненко - Виктор Прокофьевич Шестаков. По большому счёту, это постаревший Шурик: умный, начитанный, слегка оторванный от жизни, но в критической ситуации проявляющий смелость. В финале его было жаль до слёз.
"Чародеи" (1982)
Первоисточник, "Понедельник начинается в субботу", мне почти понравился. Но эта книга явно рассчитана на людей, чья юность пришлась на шестидесятые. То есть, на детей войны. Образы героев, отсылки к культуре того времени, даже шутки - всё симпатично, интересно, но не моё. А вот фильм "Чародеи" я полюбила сразу. Отличная новогодняя комедия, обыгрывающая и традиционные сказочные сюжеты (Вагонный вместо Домового, ведьма, заколдовывающая красавицу), и советские реалии. Даже нелюбимый мной Абдулов не испортил впечатление от фильма.
"Геракл у Адмета" (1986)
Считаю, что это лучший советский мультфильм по мотивам древнегреческих мифов. Создатели интересно обыграли коротенькую историю. Они добавили мотив с предсказанием мойр, которые обещали Адмету скорую смерть и спасение, если вместо него умрёт кто-то другой. Трое главных героев получились очень яркими: пылкий Адмет, который из эгоцентрика превращается в человека, способного на сострадание, нежная решительная Алкеста и Геракл, похожий на солдата из народных сказок. А что, спустился в местный ад, надавал чертям по зубам и пошёл себе дальше.