13 августа исполняется 124 года со дня рождения знаменитого кинорежиссёра Альфреда Хичкока, который запомнился миллионам зрителей благодаря фирменному авторскому почерку. Оператор компании Synergy Production, эксперт факультета кино и телевидения университета «Синергия» Алексей Кочегин рассказал, какие «фишки» использовал король ужасов в своих работах, а кинокритик Елена Хачатрян посоветовала фильмы, которых лучше всего начать знакомство с творчеством мастера.
Мы многим обязаны первопроходцам кинематографа. Если повнимательнее посмотреть раннее кино, можно почерпнуть для себя много интересных и важных приёмов. И в конце концов, нельзя просто так прийти и создать новый шедевр без знания истории кино. У нас есть прекрасные учителя, которые посвятили свои жизни изучению воздействия кинематографа на зрителя: режиссёры, операторы, монтажёры, звукорежиссёры. И одним из таких учителей является Альфред Хичкок - говорит Алексей Кочегин.
Почему фильмы Хичкока должен посмотреть каждый
Они являются признанной классикой мирового кинематографа. На творчество великого режиссёра оказали большое влияние художники-экспрессионисты и советские режиссёры-новаторы (Эйзенштейн, Пудовкин). А это означает, что любая картина, взятая для изучения, будет глубокомысленной и в ней получится найти множество отсылок к мировой художественной культуре.
Важность изучения фильмов Хичкока для тех, кто связан с кинематографом
Говоря о работах Хичкока, сложно преувеличить их вклад в мировой фонд кино, поскольку многие художественные приемы, использованные там, «пошли в народ». То, как мастерски автор работал с эмоциями, как ловко вписывался с напряжёнными и пугающими сценами в рамки цензуры, достойно самой высокой оценки. А приёмы, которые Хичкок использовал для нагнетания атмосферы, да и просто сюжеты его картин, и сегодня не оставляют зрителей равнодушными.
С помощью каких приёмов мастер создает атмосферу напряжённости
Тут всё просто и сложно одновременно: банальные и всем известные приёмы музыкального и звукового наполнения так ловко и аккуратно вплетаются в нить повествования, что вызывают сильные эмоции. Также есть много интересных операторских решений. Например, траснтрав, или «Долли зум», вызывает ощущение напряжения и боязни высоты. И конечно же, запутанность сюжета тоже играет роль.
Альфред Хичкок использовал новаторские техники и приёмы. Так, вышеупомянутый приём «Долли зум» был впервые применён в фильме «Головокружение». Помимо этого, режиссёр часто прибегал к использованию нестандартных для той эпохи ракурсов. У него очень много субъективных планов, когда камера показывает ситуацию, как бы от лица героя.
Топ-5 фильмов Хичкока для знакомства с режиссером от Ирины Хачатрян
По словам кинокритика Ирины Хачатрян, триллер и хоррор невозможно представить без приёма, который создает тревожное ожидание и заставляет замирать в предвкушении развязки. Именно Альфред Хичкок стал главным новатором в этих жанрах и «отцом саспенса».
«До Хичкока фильмы ужасов пугали зрителей потусторонними существами и явлениями, контрастным освещением и острыми ракурсами, а также драматичными сюжетом. Альфред Хичкок шокировал другим — новаторским монтажом, будь то монтаж аттракционов, как в «Психо» (1960) или незаметные глазу склейки в «Верёвке» (1948). Напряжённой музыкой и той самой гнетущей атмосферой, саспенсом. За свою карьеру Хичкок снял больше 60 фильмов, пережил этапы развития кино от немого к звуковому, от чёрно-белого к цветному и поработал в самых разных жанрах. В его репертуаре помимо детективных триллеров («Птицы», «В случае убийства набирайте “М”») есть мелодрамы («Ребекка», «Под знаком Козерога»), боевики и шпионские триллеры («Иностранный корреспондент», «Дурная слава», комедии («Леди Исчезает», «Мистер и миссис Смит»).
«Психо» (1960 год) — картина, обязательная к просмотру. Это не только самый знаковый фильм режиссёра, это точка невозврата для мирового кинематографа. Убийство главной героини (Джаннет Ли) в первой половине фильма, знаменитая сцена в душе и пробирающий до мурашек взгляд Энтони Перкинса. Несмотря на известность сюжета, давность премьеры и многочисленные цитирования, «Психо» пугает до сих пор!
«Окно во двор» (1954 год). Фоторепортёр вынужден сидеть в своей нью-йоркской квартире из-за сломанной ноги и от скуки начинает наблюдать за соседями. После очередной ночи шпионажа он подозревает, что стал свидетелем убийства. Торжество вуайеризма с Грейс Келли и Джеймсом Стюартом в главных ролях.
«Головокружение» (1958 год). Классический триллер с темой двойничества, фобиями и преследованиями. В главной роли снова Джеймс Стюарт. Его герой, детектив в отставке Скотт Фергюсон, страдающий акрофобией, берётся за расследование нового дела. Чтобы передать страх высоты Хичкок впервые использует зумирование, при котором объекты на первом плане остаются неизменными, а задний план уменьшается, визуально засасывая зрителя. Этот vertigo effect до сих пор используют многие постановщики.
На север через северо-запад (1959). Шпионский комедийный триллер с Кэри Грантом, предвосхищающий бондиану и другие франшизы о спецагентах разведки. Рекламного агента Роджера Торнхилла случайно принимают за американского шпиона, что запускает череду приключений главного героя.
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
Искусствовед: «Люди, которые могут упорядочить искусство и передать его потомкам, всегда нужны»
Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве