Поскольку мой канал называется «Наши любимые миры», как и обещал, выкладываю первую статью по вселенной Дж. Р. Р. Толкина.
Начнём с самого начала – с сотворения Арды. Эту историю можно прочитать в «Сильмариллионе» – сборнике произведений Толкина, отредактированных и опубликованных уже после смерти писателя его сыном Кристофером Толкином при содействии канадского писателя-фантаста Гая Гэвриела Кея.
Книга представляет собой сборник мифов и легенд вымышленного мира Средиземья, описывающих историю Арды с момента её сотворения. Если в трилогии «Властелин колец» действие разворачивалось в конце Третьей и начале Четвёртой Эпох, то «Сильмариллион» повествует о событиях от начала времён до конца Третьей Эпохи (коротко излагая и события «Властелина колец»). Воссоздаёт обширный, хотя и неполный, рассказ, описывающий происхождение, историю и структуру мира Арды, где находятся земли Средиземья, Амана и Нуменора.
«Сильмариллион» включает пять частей, мы остановимся пока на первой – «Айнулиндалэ» – рассказе о Музыке Айнур и создании Эа, Мира Сущего.
«Был Эру, Единый, кого в Арде называют Илуватар; и сперва создал он Айнур, Священных, что явились порождением его мысли, и пребывали они с ним прежде, чем создано было что-то ещё. И обратился он к ним, и задал музыкальные темы; и запели они перед ним, и возрадовался он. Но долгое время пели они каждый в свой черёд или несколько вместе, а остальные внимали молча; ибо каждому ясна была только та часть помыслов Илуватара, от которой происходил он сам; и лишь медленно приходили они к пониманию своих собратьев. Однако же, слушая, всё более постигали они, и росли между ними согласие и гармония».
Как видим, мир, созданный воображением глубоко верующего католика Толкина, монотеистичен: имя бога-творца переводится с эльфийского как Единый (Эру) и Всеотец (Илуватар). А Айнур – это ангелы. Недаром было замечено, что «Айнулиндалэ» стоит читать параллельно с Книгой Бытия Библии. И Профессор действительно вдохновлялся Библией, а также мифологией Северо-Западной Европы. Как увидим далее, Айнур, ставшие Валар, сочетают в себе черты христианских ангелов и языческих божеств.
Итак, Айнур, руководимые Эру, исполняют музыку дивной красоты и гармонии, и этой музыкой, собственно, и творится мир. Но постепенно, всё громче и громче в дивную мелодию вплетается диссонанс. Это Мелькор, один из самых могущественных Айнур, решил вплести в музыку собственные мысли, жаждая увеличить славу и мощь отведённой ему роли.
Вокруг Мелькора возник разлад – кто-то из поющих рядом умолк, кто-то стал вторить ему. Гармония превратилась в буйство звуков, будто яростный шторм бушевал у подножия трона Эру.
Таким образом, становится понятно, что Мелькор – аналог Сатаны в мире Толкина.
Эру задал Вторую, затем Третью тему, в которых были и нежность, и мощь, и глубина. Тема Мелькора звучала громко и вызывающе («не было в ней гармонии, но скорее крикливый унисон, подобно звуку многих труб, выдувающих две-три ноты»), но в конце концов оказалось, что, как бы ни пыталась она заглушить тему Эру, самые победные её ноты поглощаются ею (темой Эру) и вплетаются в её собственный торжественный узор.
Встал Илуватар, воздел обе руки, и последним могучим аккордом музыка смолкла. Из Чертогов Безвременья отправился он в Пустоту и сказал Айнур: «Узрите свою музыку!», показав им их песню, ставшую зримым видением.
Так была создана Эа (Вселенная), в которой более других было великим королевство Арда (Земля). Туда должны были прийти Дети Эру Илуватара — эльфы и люди. Потому некоторые Айнур отправились в Арду, чтобы подготовить её для Детей, но покинуть они её не могли: они стали Валар и Майар.
«Величайшим из этих духов эльфы дали имя Валар, Власти Арды, а люди нередко называют их богами. Число Владыкам Валар – семь, и Валиэр, Королев Валар, тоже семь. Вот их имена на эльфийском языке – так, как язык этот звучал в Валиноре, ибо в Средиземье эльфы зовут их иначе, а среди людей имён им не счесть. Имена Владык в должном порядке таковы: Манвэ, Улмо, Аулэ, Оромэ, Мандос, Лориэн и Тулкас, а имена Королев – Варда, Йаванна, Ниэнна, Эстэ, Вайрэ, Вана и Несса.
Манвэ и Мелькор были братьями в помыслах Илуватара. Могущественнейшим из Айнур, пришедших в Мир, был в начале своего бытия Мелькор, но Манвэ ближе всех к Илуватару и яснее прочих понимает его замысел. Именно ему назначено было стать, в свой срок, первым из Королей, владыкою королевства Арды и повелителем всего, что живет в ней. В Арде дороги ему ветра и облака, и все воздушные пределы, от небесных высот до подземных глубин, от верхних границ Покрывала Арды до легких ветерков, что шелестят в траве. Сулимо прозван он, Владыка Дыхания Арды. Любит он птиц, тех, что стремительны, с могучими крыльями; и по его слову они спускаются к нему и вновь уносятся ввысь.
Подле него всегда Варда, Владычица Звезд, ей ведомы все пределы Эа. Столь велика ее красота, что не поведать о ней словами ни эльфам, ни людям; ибо в лице ее и ныне сияет свет Илуватара. В свете – ее могущество и радость. Из глубин Эа явилась она на помощь Манвэ: ибо Мелькора знала еще до сотворения Музыки и отвергла его, он же возненавидел ее и боялся более всех прочих созданий Эру. Манвэ и Варда пребывают в Валиноре и редко расстаются. Чертоги их над линией вечных снегов, на Ойолоссэ, крайней башне Таникветили, самой высокой из всех земных гор. Когда Манвэ восседает на троне и вглядывается оттуда вдаль, если рядом с ним Варда, он прозревает дальше, чем доступно то взорам иных, – сквозь туман и тьму, и морские пространства. А Варда, если с нею Манвэ, лучше, чем то доступно слуху иных, слышит звук голосов, что разносятся от востока до запада, от холмов и долин, и из угодий тьмы, что создал Мелькор на Земле. Из всех Великих, живущих в этом мире, эльфы более всего чтят и любят Варду. Эльберет именуют они ее, и взывают к ней из сумрака Средиземья, и прославляют ее имя в песнях в час, когда на небе зажигаются звезды.
Улмо – Владыка Вод. Он – один. Нигде не живет он подолгу, но странствует повсюду, где пожелает, в глубинах вод, что на поверхности Земли либо под Землей. В могуществе он уступает лишь Манвэ, и до того, как отстроили Валинор, был ему ближайшим другом, но после Улмо стал редким гостем на советах Валар, разве что речь шла о делах великой значимости. Ибо в мыслях держал он всю Арду, а в месте для отдыха он не нуждается. Более того, ступать по твердой земле он не любит и редко облекается в телесную форму по примеру своих собратьев. Если случалось узреть его Детям Эру, их охватывал неодолимый страх, – ибо ужасно явление Короля Моря, подобно вздымающейся волне, что надвигается на землю, увенчанная темным шлемом с пенным гребнем, одетая в броню, мерцающую серебром и темно-зеленым. Громок звук труб Манвэ, но голос Улмо глубок, словно океанские глубины, которых никто, кроме него, не видел.
Однако же Улмо любит и эльфов, и людей, и никогда не оставлял их своим благоволением, – даже когда гнев Валар обращался против них. Порой выходит он, незримый, на берега Средиземья, или еще дальше, в глубь материка, вверх по узким морским заливам, и там трубит в рога, гигантские Улумури, что сработаны из белых морских раковин. Если кому доведется услышать ту музыку, вечно звучит она потом в их сердцах, и не оставляет их более тоска по морю. Однако чаще всего говорит Улмо с обитателями Средиземья голосами, что слышны только в музыке вод. Ибо все моря, озера, реки, фонтаны и родники – в его власти; поэтому эльфы говорят, что дух Улмо струится во всех водных жилах мира. Так даже в пучине узнает он обо всем, обо всех нуждах и горестях Арды, что иначе остались бы скрыты от Манвэ.
Аулэ лишь немногим уступает Улмо в могуществе. Его владения – это все те вещества, из которых создана Арда. В самом начале немало всего сработал он вместе с Манвэ и Улмо; это он придал очертания всем землям. Он сведущ во всех ремеслах, в том числе и кузнечном, и радуется каждой искусно сделанной вещице, пусть и малой, не менее, чем великому созиданию прошлого. Ему принадлежат драгоценные камни, что лежат глубоко под землей, и золото, что сверкает в руке, и цепи гор, и морские бассейны. Большую часть знаний нолдор получили от Аулэ, и он всегда оставался их другом. Мелькор же воспылал к нему ревностью, ибо Аулэ более других был схож с ним и в помыслах, и в могуществе. Долго шла между ними борьба, в каковой Мелькор или сокрушал, или портил плоды трудов Аулэ, и утомился Аулэ укрощать хаос и восстанавливать разрушения, причиненные Мелькором. Оба они, однако, жаждали дать бытие собственным творениям – новым и неожиданным, что не приходили на ум их собратьям, и обоим отрадно было услышать похвалу своему искусству. Но Аулэ остался верным Эру, и все, что делал, отдавал на его суд, и не завидовал трудам остальных, но сам охотно делился советом и искал совета других. А Мелькору иссушали душу зависть и ненависть, пока, наконец, не настал миг, когда ничего уже не мог он создать, кроме как в насмешку над замыслами других, а мог лишь уничтожать творения собратьев.
Супруга Аулэ – Йаванна, Дарительница Плодов. Ей дорого всё, что растет в земле, и все неисчислимые формы растений хранит она в памяти, от деревьев, вздымавшихся башнями в лесах давно минувших времен, до мхов на камнях и того, что таится в почве, не видное глазу. Среди Королев Валар после Варды более всех почитают Йаванну. В образе женщины предстаёт она высокой, в зелёных одеждах; но порою принимает и другие обличия. Есть такие, кто, говоря о ней, утверждает, будто видел дерево под небесным сводом, коронованное Солнцем, с ветвей его на бесплодную землю струилась сверкающая золотом роса, и земля покрывалась зелёной порослью пшеницы; корни же дерева уходили в воды Улмо, и ветра Манвэ шептались в его листве. Кементари, Королева Земли, прозывается она на языке эльдарин.
Фэантури, повелители духов – братья, и чаще всего называют их Мандос и Лориэн. Но на самом деле это – названия тех мест, где обитают они, а настоящие их имена – Намо и Ирмо.
Намо, старший, живет в Мандосе, что на Западе Валинора. Он – хранитель Домов Умерших, он созывает души убитых. Он ничего не забывает и знает всё, что произойдёт, кроме того разве, что подвластно одному Илуватару. Он – Судия Валар, но объявляет он свой приговор и возглашает судьбу только по повелению Манвэ. Вайрэ, Ткачиха, – его супруга: всё, что когда-либо случалось во Времени, вплетает она в свои тканые гобелены. Чертоги Мандоса, что с ходом веков делаются всё шире и просторнее, завешаны ими.
Ирмо, младший, – повелитель снов и видений. В земле Валар в Лориэне его сады, и места краше нет в целом мире, а населяет их множество духов. Нежная Эстэ, целительница ран и душевной усталости, жена ему. Одежды её серые, а дар её – покой. Днём она не выходит, но почиет на острове озера Лореллин, в тени деревьев. Все, живущие в Валиноре, черпают в источниках Ирмо и Эстэ новые силы; нередко и сами Валар приходят в Лориэн и находят там покой и отдохновение от забот Арды.
Эстэ превосходит в могуществе Ниэнна, сестра Фэантури; она живёт в одиночестве. Ей ведомо страдание, она оплакивает раны, все до единой, что нанес Арде Мелькор. Столь глубоко было её горе в то время, как звучала Музыка, что песнь её превратилась в плач задолго до завершения, и мелодия скорби вплелась в темы Мира ещё до того, как возник Мир. Но не о себе она скорбит, и те, кто внимают ей, учатся жалости, стойкости и надежде. Ее чертоги – на крайнем западе Западных земель, у самых границ мира, и редко приходит она в город Валимар, где все счастливы и довольны. Частый гость она в чертогах Мандоса, что близ её собственных; и все те, что ожидают в Мандосе, взывают к ней, ибо слова её укрепляют дух и превращают скорбь в мудрость. Окна её обители выходят за пределы стен мира.
В силе и доблести первый из всех – Тулкас, иначе называемый Асталдо, Отважный. Он пришёл в Арду последним, чтобы помочь Валар в первых битвах с Мелькором. Он любит борьбу и состязания в силе; верхом он не ездит, ибо в беге его не обгонит никто и ничто, и не ведает он усталости. Румяны его щёки, а кудри и борода сияют золотом; оружие ему – его руки. Ему мало дела до прошлого и до будущего, и, как от советчика, помощи от него немного; но друг он надёжный.
Его жена – Нэсса, сестра Оромэ, и она тоже быстра и легконога. Любит она оленей, и они следуют за нею повсюду, куда бы ни спешила она в лесной чаще, но и их обгоняет Нэсса, стремительная, как стрела, – и волосы её струятся по ветру. В плясках её отрада, и кружится она в танце на неувядающей траве вечнозелёных полян Валимара.
Могущественный властелин Оромэ. Если в силе он и уступает Тулкасу, то в гневе он ужаснее; Тулкас же всегда смеется, на турнирах ли, в войнах ли, смеялся и в лицо Мелькору в битвах ещё до рождения эльфов. Оромэ полюбились просторы Средиземья; с неохотой оставил он их и последним пришел в Валинор. Часто в былые времена уходил он на восток, через горы, и возвращался со своим воинством к холмам и равнинам. Он охотится на чудовищ и злобных тварей, любит скакунов и псов, и все деревья ему милы, почему и называют его Алдарон, а на языке синдар – Таурон, Владыка Лесов. Коня его зовут Нахар, снежно-белый он в лучах солнца, а ночью сверкает серебром. Могучий рог Оромэ прозывается Валарома, звук его подобен Солнцу, встающему над землёй в алом зареве, или молнии, пронзающей тучи. Громче всех рогов его воинства звучит он в лесах Валинора, выращенных Йаванной: там учит Оромэ свою свиту и своих зверей преследовать злобных тварей Мелькора.
Жена Оромэ – Вана, Вечно Юная, младшая сестра Йаванны. Когда ступает она по земле, повсюду вырастают цветы и раскрывают лепестки под её взглядом; и все птицы встречают её приход песней.
Таковы имена Валар и Валиэр, здесь же вкратце описан их облик, – так, как предстали они перед эльдар в Амане. Но какими бы прекрасными и благородными ни были те обличия, какие принимали они перед Детьми Илуватара, это – не более чем вуаль, скрывающая их истинную мощь и красоту… Девять среди Валар наделены были наибольшей властью и внушали особое почтение; но один изгнан из их числа, и остается Восемь – Аратар, Высшие в Арде: Манвэ и Варда, Улмо, Йаванна и Аулэ, Мандос, Ниэнна и Оромэ. И хотя Манвэ – Король их, и ему приносят они клятву верности после Эру, в величии они равны и далеко превосходят всех прочих, и Валар, и Майар, и любых существ иного чина, что послал Илуватар в Эа».
Также в Арду спустился и Мелькор; он желал поработить Детей Эру и править всей Ардой, но себе лгал, будто так же хочет подготовить землю для Детей. Однако Эру поставил королём в Арде Манвэ, брата Мелькора, и когда последний заявил, что это его королевство, Айнур с ним не согласились. Мелькор ушёл в другие края вселенной, но мысль о власти в Арде его не оставила. Когда он вернулся и увидел, что Валар превратили Арду в цветущий сад без него, он пришёл в ярость. Тогда началась Первая Война между Мелькором и Валар за владение Ардой.
Но это уже тема для следующей истории.
Источник: Дж. Р. Р. Толкин "Сильмариллион", пер. С Лихачёвой
Я в ВКонтакте — https://vk.com/alex_anto
Наша группа — https://vk.com/ourfavoriteworlds
Наш YouTube-канал — https://www.youtube.com/channel/UC63BRT83od-WXrhbdB1PnoQ