Когда в 2020 году половина мира ушла на карантин из-за Covid 19, все виды онлайн-деятельности начали расти небывалыми темпами и привлекли внимание новой аудитории. На рынке мессенджеров, онлайн-магазинов, служб доставки, онлайн-кинотеатров и компьютерных игр произошел настоящий бум, изменивший весь облик интернет-индустрии 21 века. В качестве вынужденного ответа на локдаун начали активнее развиваться и практики онлайн-образования.
Когда же пандемия отступила, перед многими встал вопрос о том, возвращаться ли к прежним процессам организации быта и рабочей деятельности. И, судя по метрикам, публикуемым крупными игроками онлайн-индустрии, многие люди оставили в своей жизни привычки и практики с «удаленки».
Чего не скажешь о сфере онлайн-образования. Оно и понятно: структура организации школ и ВУЗов десятилетиями работала по принципу очного обучения, без острой необходимости менять эту систему чревато. Ведь процесс обучения идет практически без перерыва: единственная возможность внедрять какие-либо изменения основательно и надолго - пауза между учебными годами.
Да и противников дистанционного обучения в России хватает. С одной стороны - это педагоги, лишняя нагрузка на которых неминуемо отражается на качестве образования их учеников. А изменение процесса преподавания с очного на дистанционный - это, безусловно, нагрузка.
С другой стороны - родители, которые традиционно строят свой быт вокруг привычного учебного цикла своих детей: утром - в школу, днем - домой, затем «домашка», кружки, свободное время. Ещё родителей не устраивает ситуация, с которой многие сталкивались в пандемию в виду скорости, с которой в жизни школ появилась «дистанционка»: очевидные огрехи в работе учителей, вынужденных сходу привыкать к новым процессам.
Родительское восприятие
Так уж случилось, что волна негодования дистанционным образованием докатывается и до нас. Наша продукция, хотя и создана как вспомогательное пособие, которое может использовать и учитель на классическом очном уроке в школе, подходит и для «дистанта». Поэтому кажется, что сам факт существования Виртуальных лабораторий VR-Labs - это механизм склонения к дистанционному образованию.
Во-первых, это не так. Виртуальные лаборатории спроектированы с единственной целью - быть удобным вспомогательным пособием для получения тех знаний, которые можно получить в ходе сложных экспериментов. Они подходят для онлайн-обучения, для работы с ними репетиторов, для выполнения заданий вне класса. Но это не значит, что их использование на обыкновенном уроке не имеет смысла. Как раз наоборот.
Во-вторых, и этот тезис мы хотим разобрать подробно, онлайн-образование в нашей стране не является обязательным и единственным способом получения знаний. Это инструмент - возможно - не для самой широкой аудитории, кстати, позволяющий получать образование тогда, когда в виду посторонних факторов очное посещение школы или ВУЗа невозможно.
И, что немаловажно, внятных доказательств того, что современное онлайн-образование готовит специалистов хуже, чем очное, нет.
Прежде всего необходимо определить ключевые критерии эффективности образования:
- Количество учащихся, которые могут получить образование;
- Скорость усваивания информации учащимися;
- Полнота усваивания информации учащимися;
- Наглядность подачи информации;
- Отсутствие проблем психологического характера у учащихся.
Разберём каждый критерий по порядку.
Количество учащихся, которые могут получить образование
В 2020-м году в НИУ ВШЭ совместно с коллегами из США, проводили исследование на эту тему. Выборка состояла из студентов второго курса по специальности «машиностроение» и «строительство». В результате выяснилось, что дистанционное обучение не только не уступает по качеству и скорости традиционному, но и позволяет расширить круг обучаемых.
Результативность исследователи оценивали по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (оценка за письменный экзамен), оценки за задания в ходе курса и уровень удовлетворенности учебным курсом. Обнаружилось, что уровень освоения дисциплины не различался во всех трех группах. Однако студенты, которые проходили курс в онлайн-формате, были чуть менее удовлетворены процессом обучения. Исследователи считают, что это преимущественно связано с отсутствием опыта и навыков обучения в онлайн-среде, в частности, навыков тайм-менеджмента.
При почти равных образовательных результатах затраты на обучение одного студента в смешанном формате оказались меньше на 15-19%, а в дистанционной форме — на 79-81% в зависимости от курса. И это даже при учете расходов на создание и поддержку онлайн-курсов. Согласно полученным авторами исследования данным, если ВУЗы полностью перейдут на дистанционный формат, то при тех же затратах на обучение смогут увеличить число студентов на 15-18%.
Скорость обучения и полнота усваивания информации
В рамках проводимых по вопросу онлайн-образования исследований можно сделать один немаловажный вывод. Скорость обучения не растёт, но находится она примерно на том же уровне, что и в традиционной форме образовательного процесса. Трудозатраты на обучение при этом сократились, что даёт возможность работать одновременно с большим количеством учащихся. Полнота усваивания информации остаётся примерно на том же уровне, а значит, на данном временном отрезке онлайн-образование не уступает традиционному по показателям скорости обучения, и полноты усваивания информации.
Учитывая динамику развития онлайн-образования, которую мы детально рассмотрим ниже, показатели скорости обучения, полноты усваивания информации, а также количество одновременно учащихся будут только расти.
Почему онлайн-образование необходимо?
Краткий ответ на этот вопрос прозвучит так: «Потому что оно позволяет сократить затраты, сохраняя динамику образовательной системы. Образование получат больше учащихся за тот же промежуток времени. В обществе не будут появляться маргинальные страты, где учащийся завис и не может завершить свой образовательный путь по причине недоступности образовательных программ, отсутствия мест в образовательных учреждениях».
Людей, получающих образование, становится всё больше, а преподавательский состав не всегда можно расширить до необходимого количества, в силу экономических факторов. Так согласно исследованию Росстата (2005 - 2022), численность профессорско-преподавательского состава уменьшается (РОССТАТ). С этой тенденцией необходимо бороться, но в то же время нельзя ее игнорировать.
При этом численность студентов-выпускников разных специальностей растёт. Растёт количество студентов, как в сегменте среднего-специального, так и высшего образования.
Практики онлайн-образования помогают подстроиться под современные реалии, где количество студентов растёт с каждым годом, а вместе с ними и необходимость подобрать индивидуальную программу для каждого. К сожалению, с подобной задачей не справится профессорско-преподавательский состав эквивалентный количеству студентов на сегодняшний день, не говоря уже о том, что это было бы слишком дорого, а эффективность подобных мер находится под вопросом.
Начиная с 2021 года, российские ВУЗы вошли в динамичный сегмент «обновления высшего образования». Далее, цитата из исследования НИУ ВШЭ:
«В этом году (2022 прим. ред) был впервые подробно рассмотрен такой важный для понимания развития системы высшего образования параметр, как динамика участия ВУЗов в укрупненных предметных группах. Пожалуй, главная новость 2021 года — сегодня в России исключительно высокая динамика обновления высшего образования. В среднем она составляет около 20% в год. То есть ежегодно каждый пятый ВУЗ, реализующий программы в любой широкой предметной группе, такой как «Строительство», «Машиностроение», «Менеджмент» или «Биология», не просто объявляет новые программы, а сворачивает их в целой предметной области или, наоборот, входит в новую для себя предметную область.»
Программы и направления
Руководители ВУЗов постоянно экспериментируют с программами и направлениями. Динамика современного мира требует постоянно подстраиваться под новые реалии, новые профессии. Всё это нуждается в подкреплении со стороны образовательного сегмента. Так, примеры динамики новых профессий, а также специальности, которые будут востребованы в будущем имеются здесь:
https://cyberleninka.ru/article/n/professii-aktualnye-v-buduschem/viewer . Помимо этого, в Сколково сформировали собственный список перспективных профессий и направлений: https://skolkovo-resident.ru/atlas-professij-budushchego-skolkovo/.
Отдельным спросом пользуются «цифровые кафедры», где учатся студенты разных возрастов. Благодаря им (цифровым кафедрам) студенты могут осваивать новые профессии параллельно с основным обучением. https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/na-puti-k-it-bolee-110-tysyach-studentov-uchatsya-na-tsifrovykh-kafedrakh-vuzov
Таким образом, мы понимаем, что количество учащихся растёт, при этом профессорско-преподавательский состав в силу экономических и демографических причин наоборот уменьшается. Вместе с этим растёт количество направлений образования, программ, новых профессий. Дефицит кадров профессорско-преподавательского состава решается постепенным переходом на онлайн-образование, благодаря которому, как мы подчеркнули выше, получается охватить на 15-18% обучающихся больше, чем при традиционном офлайн-образовании. При этом, качество образования остаётся на том же уровне, согласно представленному исследованию, а показатели будут расти ежегодно за счёт появления новых инструментов работы с учащимися, а также новых технологий обучения.
Наглядность подачи информации
Говоря про наглядность подачи информации, мы говорим в первую очередь про оснащённость школ и образовательных учреждений компьютерной техникой, благодаря которой, можно наглядно демонстрировать, например, физические явления. Или же провести химический опыт, не прибегая к использованию опасных реагентов в реальности.
Надо отметить, что компьютерная техника обеспечивает возможность не только провести базовые химические опыты, наглядно продемонстрировать законы физики или же проанализировать структуру бензольного кольца, но предоставляет инструментарий для эксперимента высокой сложности, недоступного или труднодоступного учащимся в офлайн-режиме.
Пример, подобного уровня софта – наша Виртуальная лаборатория «Изучение атомных спектров», которая не требует наличия дорогостоящего спектрометра, чтобы изучить базовый материал по данному направлению. Ранее учащимся и студентам пришлось бы использовать специальное оборудование, которое не представлено в открытом доступе.
Теперь рассмотрим динамику оснащённости российских государственных и муниципальных учреждений персональными компьютерами. Исследования проводились в РОССТАТе, динамика позитивная и высокая. Так, начиная с 2010 года уровень оснащённости в Уральском федеральном округе вырос более, чем в 2 раза. Показатели Московской области за тот же период выросли чуть более, чем в 3 раза.
Наряду с ростом количества учащихся, растёт и оснащённость образовательных учреждений. Также необходимо отметить рост количества ПК в России. На данный момент на 100 человек приходится более 125 ПК. При этом по состоянию на 2022 год 89% населения РФ пользуются интернетом и имеют к нему постоянный доступ: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/ . Созданы все условия для эффективного и наглядного использования онлайн-образования в России.
* * * * *
Получается, что динамика расширения возможностей онлайн-образования в РФ положительная. Его показатели сопоставимы с традиционными методами преподавания, при этом удаётся охватить большее количество учащихся. Растёт оснащённость персональными компьютерами образовательных учреждений России в целом и граждан страны в частности, что даёт возможность осваивать дополнительные профессии или же закреплять знания по основным. Техническое оснащение подкрепляется наличием официально аккредитованного образовательного программного обеспечения, такого как например Виртуальные лаборатории.
Поэтому мы призываем людей, которые переживают за образование в нашей стране отделять зёрна от плевел, рассматривая новые инструменты для обучения школьников и студентов. Инструменты для онлайн-образования прекрасны, если они качественно сделаны и доступны. Они не являются способом искоренить традиционные методы образования, не стимулируют всех переходить на «дистанционку», и не снижают учащимся уровень знаний.
Если же учителей и родителей ровно как и нас заботит качество образования в стране, мы вместе должны поддерживать положительные начинания, разобравшись в них, а не обвинять огульно во всех грехах.