Найти тему
КиноБуква

«Любовь» Валерия Тодоровского - и пронзительный фильм 90-ых с иронично-горьким послевкусием, и романтичная мелодрама с социальным подтекстом

Оглавление

Не могу сказать, что я какой-то большой поклонник творчества Тодоровского как режиссера, но его «Любовник» с Янковским, «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун или «Стиляги» - люблю.

До недавнего времени я не только не видела фильм, о котором хочу рассказать, но даже не слышала о нём. И вот спустя почти месяц я всё еще не могу сформулировать то, что требуется для статьи. Иногда бывает, что после просмотра слова льются рекой и отзыв пишется на эмоциях, сразу же. А бывает, что понравившаяся история все никак не разложится по полочкам. Я обожаю такое послевкусие, для меня это признак того, что фильм хороший.

«Любовь» - второй фильм Тодоровского. Второй – и один из лучших, на мой взгляд. Фильм о молодежи начала 90-ых. Ироничный, необычный, слегка эротичный, немного философский и с нотками ностальгии. В стиле Тодоровского.

Лента завоевала приличное количество наград. В основном отметили игру Миронова, но были и такие интересные номинации, как, например, «Киностиль года».

🎬Любовь (1991)

Афиша фильма «Любовь», 1991 год, режиссер Валерий Тодоровский
Афиша фильма «Любовь», 1991 год, режиссер Валерий Тодоровский

Два студента – Саша и Вадим. Они молоды, амбициозны, полны надежд, желаний и стремлений. Они любят жизнь и саму мысль о любви, но не мешало бы узнать, что такое любовь к девушке. Желательно взаимная.

Ребята хоть и лучшие друзья, но абсолютно разные. «Дон Жуан» Вадим специализируется по физической стороне отношений. Он соблазняет девчонок и после нескольких «ночей любви» сливается с толпой. Саша – неопытный, много скромнее, но в этом его плюс. Саша подкупает искренностью и очаровательной наивностью, Вадим – наглостью и обаянием.

Оба в начале фильма знакомятся с девушками. Вадим – с перспективной внучкой генерала Мариной, Саша – с еврейкой Машей из проблемной во всех отношениях семьи. Вадиму главное побыстрее затащить Марину в постель, Саше – в принципе, добиться того же, но обязательно по любви. Вадим и Марина – играют в постели, Маша и Саша – пьют чай с вареньем и цитируют поэтов. Приземленность и возвышенность. Простота и одухотворенность. И от примитивных фраз и желаний герои медленно, но верно идут к настоящим чувствам и искренним словам.

Кадр из фильма «Любовь», 1991 год, режиссер Валерий Тодоровский
Кадр из фильма «Любовь», 1991 год, режиссер Валерий Тодоровский

Я начала смотреть и не могла оторваться. Романтичная мелодрама с социальным подтекстом, где события и время накладывают закономерный отпечаток. О молодых людях, которые хотят жить и любить, несмотря на развал вокруг. Ода молодости. Ода первой любви. Первой ненависти. Первых разочарований. Первых потерь. Но все равно - это ЛЮБОВЬ.

Конечно, изюминка фильма не только сюжет или авторские приемы режиссера. Актеры удивительные. Очень органичные в образе, подходящие по возрасту своим героям, все они смогли создать ту удивительную атмосферу, которая и приковывает к экрану. Ты словно не фильм смотришь, а общаешься с друзьями, однокурсниками. Они делятся сокровенным, спрашивают совета, шутят, плачут, переживают. Счастливы они или испытывают боль – это простые ребята, которых ты когда-то знал. Или сам был таким.

  • Саша (Евгений Миронов)

Это сейчас Миронов звезда первой величины. Роль Саши стала седьмой в его карьере и первой, после которой к артисту пришла слава. Евгению было двадцать пять, но в его взгляде уже тогда было что-то такое, отчего бегут мурашки. Его Саша – такой «герой нашего времени», точнее, эпохи 90-ых. Тонкой души человек, не влюбиться в которого просто невозможно.

Он любит, зная, что это закончится. Вот прямо сейчас закончится, в одну минуту с рейсом самолета в Израиль, на котором навсегда улетает его Маша. До последнего веришь, что разлуки не будет, что финал должен быть хэппиэндовским. Но жизнь далека от идеальных концовок. И этот горьковатый привкус придает всей истории особый смысл.

«Я мерзну, а она Пушкина читает»!

  • Вадим (Дмитрий Марьянов)

И если Саша с обнаженной, открытой душой, то Вадим - самый обнаженный персонаж в прямом смысле этого слова. А как иначе, ведь Вадик – ловелас. Стройный, длинноволосый, откровенный, прагматичный похититель женских сердец. Вадик циник, но циник какой-то искренний. Вадик шутник, его мир крутится в одной плоскости – половой. Он легко летит по жизни, но эта самая жизнь преподносит ему совершеннейший сюрприз.

Марьянов прекрасен в этой роли. Я бы даже сказала, естественен. И безумно, безумно жаль, что актера не стало так рано. «Любовь» стала его четвертой ролью в кино, и ролью запоминающейся. На момент съемок ему было 22 года.

«Ты можешь представить себе настоящую любовь без секса? Невозможно. Абсурд. А секс без любви? Да в любую минуту, три раза в день без обеденного перерыва».

  • Маша (Наталья Петрова)

Абсолютно завораживающие глаза. Бездонные. Закрытая, очень сдержанная Маша, хлебнувшая горя и из-за национальности, и из-за жесткости мужчин, не в силах устоять перед очарованием Саши. Да, собственно, вся её семья не в силах.

Роль Маши стала первой в карьере 21-летней актрисы и была отмечена несколькими наградами за лучшую женскую роль на кинофестивалях в Монпелье и Сорренто.

«Вони от вас много в стране. Вас мало, а вони много».

  • Марина (Татьяна Скороходова)

Скороходову вы наверняка помните по роли Рыбки (Ларисы) в боевике «По прозвищу „Зверь“». Яркая внешность 23-летней актрисы как нельзя лучше подошла под образ столичной, избалованной штучки Марины, влюбленной в красавчика Вадима и за которой пристально бдит полуглухая бабушка. Сцены с бабушкой просто уморительны.

«Пойми, для... этого я должна полюбить. Это должен быть любимый человек. И ему я отдам все».

Бабушка, кстати - Вия Артмане. И вообще во всех второстепенных ролях задействованы прекрасные актеры - Лев Дуров, Раиса Рязанова, Наталья Вилькина, для которой роль матери Маши стала последней в карьере и в жизни. Как и Дмитрий Марьянов, Вилькина очень рано ушла.

«Не все в этой жизни состоит из любви».

Разве?

Потрясающий, просто потрясающий фильм. Пронзительный и честный. О плотской юношеской страсти, которая плавно и едва уловимо превращается в любовь. Просто это прелюдия любви.

А вы смотрели это кино? Как вообще к Тодоровскому относитесь?