"… с каждым шагом мною все вернее овладевало незнакомое, порожденное ранним утром, полным безлюдьем и памятью о случившемся недавно чувство, что я оказался в пространстве мифа; телесным опытом данное знание, каково одновременно быть и юным и древним, то Одиссеем, подплывающим к цирцеиным владениям, то Тесеем на подступах к Криту, то «Эдипом, взыскующим самости. Это чувство невозможно выразить. В нем не было ничего рассудочного, лишь мистическая дрожь от пребывания здесь и сейчас, в мире, где может произойти все что угодно".
Джон Фаулз «Маг»
Есть места, сквозь которые мы можем войти в пространство мифа. Именно здесь люди рассказывали друг другу истории о существах, обитающих где-то на изнанке вселенной, о тенях Аида, о Кербере, о циклопах, о гекатонхейрах. Здесь проводили мистерии, которые были способом передавать тайны о пути богов и героев. Города были хранителями таинств, центрами искусства как человеческого способа дотянуться до чего-то большего, чем они сами, и передать память об этом. Как живые организмы, они соединяли в себе многие поколения той культуры и выполняли свою особенную задачу. Но именно по этой причине, когда системе пришло время уходить, вместе с ней должны были уйти и города. Умереть и быть забытыми, как на долгое время оказалась в забвении и греко-римская культура, и, казалось, умершие боги. Но ничто не уходит бесследно.
Древний Сагалассос долго боролся со своей участью. Город, построенный для защиты, почти неприступный, он оборонялся до последнего.
Укреплённые стены появились вокруг поселения около 4000 лет до н.э. В 9 веке до н.э. это был процветающий город, занимающий несколько возвышенностей и примыкающую к ним долину с озером. До того, как здесь распространилась эллинистическая культура, город успел пережить много веков. И, став одним из крупнейших городов Писидии, вошёл в состав Римской империи. В этот период город разросся почти вдвое, его значение для всего региона ещё более возросло. Однако в 4 веке н.э. Сагалассос погряз в религиозной войне. Пришло время смены системы, и население раскололось надвое. Христианство становилось всё более влиятельным, но при этом оставалась и та часть населения, которая не желала принимать новую веру. После кровавых погромов была установлена новая власть, которая должна была уничтожить всё, что несло в себе отголоски старой системы. В это же время ослабленный город стал подвергаться нападениям соседних племён, но всё-таки выстоял.
Следующим ударом стало мощное землетрясение, после которого большая часть города оказалась в руинах. Вслед за ним началась эпидемия чумы, которая уничтожила половину населения. Вскоре после этого были несколько неурожайных лет, и те, кто смог выжить после предыдущих катаклизмов, всё-таки решили покинуть город в поисках лучших земель, спасаясь от голода. Но, когда засуха отступила, жители снова стали возвращаться. Они принялись восстанавливать разрушенные здания, заново засевать поля. Но новое землетрясение снова выгнало их в долину.
Через какое-то время начались новые работы по восстановлению Сагалассоса, которые продолжались вплоть до девятого века. Жители боролись за город до конца. Но пришедшие в эти места племена сельджуков принесли с собой свою, новую систему. Прежний мир должен был исчезнуть, и город, в котором к тому моменту было заново отстроены или отреставрированы многие здания, в том числе и храм Аполлона, после постоянных стычек с сельджуками, которые селились неподалёку, всё-таки оказался разгромлен. В долину пришла новая культура и религиозные обычаи. А значит, память о прошлых системах должна быть уничтожена. Сагалассос оказался забыт на очень долгий срок.
В начале восемнадцатого века появилось первое упоминание древних руин в путевых записках путешественника из Франции, писателя Поля Люка. Он рассказал о «загадочном заброшенном городе, в котором обитают лишь феи».
В конце 19 века группа европейских учёных занималась исследованием древних городов Писидии и Памфилии. Посещали они и Сагалассос, и смогли составить подробное описание найденных руин с зарисовками, которые можно найти в книге на немецком языке 1892 года.
Одна из самых значимых экспедиций, в ходе которой были проведены полномасштабные раскопки и реставрация некоторых объектов, была организована европейскими учёными в конце прошлого века. Именно благодаря им Сагалассос считается одним из самых хорошо сохранившихся древних городов. Например, прекрасный фонтан времён Римской империи, украшавший верхнюю агору, был воссоздан ими из оригинальных материалов почти полностью. Вода подходит к фонтану по старым глиняным трубам, которые удалось расчистить. И это считается единственной на данный момент действующей системой водоснабжения времён римлян. Рядом с фонтаном археологи частично расчистили старый тоннель, который, вероятно, был тайным ходом, по которому можно было бы покинуть город в случае нападения. Об этой экспедиции, об истории города и его жителях был создан документальный фильм 2003 года "Сагалассос. Забытый город".
Сейчас в руинах по прежнему проводятся раскопки. Всё больше и больше новой информации появляется о городе и его жителях, о его традициях. Пустоши хранят древнюю память, стирают границу времени. Город хочет отдать всё то, что он копил много веков, пока окончательно не исчез с лица земли, что случилось со многими другими городами, о которых неизвестно ничего, даже их имён. Тот, кто сможет взять эту память, способен продлить себя далеко в прошлое, а значит, и в будущее. Тому, у кого есть длинная память, доступно больше, чем просто одна короткая жизнь.
Ссылки:
Lanckoroński, Karl [Editor] Städte Pamphyliens und Pisidiens (Band 2): Pisidien — Wien, 1892 https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/lanckoronski1892bd2/0001/image,info
Сагалассос. Забытый город, 2003 https://www.youtube.com/watch?v=pKfYMV2U6lQ