Найти тему
Ридус

Ученые придумали, как избавить соцсети от фейков

В борьбе с недостоверной информацией в социальных сетях, как и во многих других областях взаимодействия людей, пряник работает лучше кнута, уверены два социальных психолога и специалист по маркетингу, которые доказали, что вознаграждение стимулирует пользователей распространять качественный контент. Итоги их эксперимента были представлены на саммите Нобелевской премии 2023 года.

Дизайн сайтов социальных сетей устроен так, чтобы формировать у посетителей привычку автоматически делиться интересной информацией, независимо от ее достоверности и потенциального вреда, напоминают исследователи в статье для The Conversation. Главное — привлечь внимание. За это полагаются «плюшки» в виде лайков, комментариев и дальнейших перепостов.

Авторы эксперимента заменили лайки реальными деньгами, которые выплачивали некоторым пользователям за правдивые посты. При этом выплаты поступали постфактум, по результату, заранее о такой награде никого не предупреждали, что имитировало положительные социальные отзывы. Так что вмешательство не изменило цели пользователей (то есть они не стремились осознанно заработать), а только их онлайн-опыт.

«По сути, мы создали новую структуру вознаграждения, основанную на точности, а не на привлечении внимания»,— считают исследователи.

В итоге те, кто получил деньги, стали делиться значительно большим количеством достоверного контента и продолжали это делать даже после того, как в следующем раунде тестирования вознаграждение за достоверность убрали. Эти результаты показывают, что пользователей можно поощрять делиться точной информацией по привычке, считают авторы эксперимента.

Контрольная группа, которая получила плату за дезинформацию, изменений в поведении не показала. Ее посты остались такими же, как у пользователей, которые делились новостями как обычно, без какого-либо финансового вознаграждения.

Поддержание высокого уровня вовлеченности пользователей имеет решающее значение для финансовой модели платформ социальных сетей, а контент, привлекающий внимание, — топливо этого процесса. Но бесконтрольное распространение фейков уже начинает работать в минус. В социологических опросах все больше людей указывают, что устали от потока лжи и стали реже делиться новостями на социальных платформах.

Изменение системы вознаграждения вместо попыток ограничить контент, часто спорных и дорогостоящих с финансовой и человеческой точек зрения, позволяет бороться с распространением дезинформации без существенного нарушения бизнес-модели сайтов, полагают исследователи.

«Наши эксперименты показывают, что изменение системы вознаграждения пользователей не снижает общего обмена информацией. Таким образом, компании, работающие в социальных сетях, могут выработать привычку делиться точным контентом, не ставя под угрозу свою пользовательскую базу»,— пишут они.

При этом внедрение такой системы требует минимальных затрат и может быть легко интегрировано в существующие платформы, добавляют авторы эксперимента. Основная идея состоит в том, чтобы предоставить пользователям вознаграждение в виде социального признания, когда они делятся точным новостным контентом.

По мнению исследователей, этого можно достичь, введя кнопки ответа, указывающие на доверие и точность, а алгоритмы, усиливающие популярный контент, могут использовать краудсорсинг для выявления и распространения правдивой информации.

Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»