Коллеги, "учитесь" как надо жить... С одной стороны, Горный университет СПБ клеймит эфемерным позором водород, а с другой принимает к защите диссертации разработанные в стенах ФГБУ ИНГС РАН и РЭА в виде научного доклада по теме ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА ОТРАСЛЕЙ ТЭК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СНИЖЕНИЯ ИМПОРТА ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СЕРВИСНЫХ УСЛУГ, новых "адептов" Водородной энергетики из проектного офиса и центров компетенции НТИ. Молодцы, пока одни ходят за "языком" на фронтах бюрократического консерватизма, другие делают доклады, получают степени, пишут ОТТ, по сути, ни о чем. Нет конкретных результатов в области энергетического разворота. Фактически мы имеем застой. МРГ и его подгруппы не работают (если не считать написание докладов).
А какая команда:
«Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»,
«Волгоградский государственный технический университет», Казанский государственный энергетический университет», проректор по развитию и инновациям.
Ведущая организация – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва.
Защита диссертации состоится 9.06.2023 г. в 11:00 на заседании диссертационного совета ГУ.2 Горного университета по адресу: 199106, г. Санкт-Петербург, 21-я В.О. линия, д.2, ауд. № 3321. Давайте поздравим коллег с успехом. Будем надеяться, что Доклад послужит ключевым камнем для технологического суверенитета отраслей ТЭК.
РАЗДЕЛ ДИСЕРА:
3.13. Водородная энергетика [90, 91, 92, 93]
Стратегической целью Российской Федерации является реализация национального научно-технологического и производственного потенциала в области технологий водородной энергетики, производства и применения водорода, а также промышленной продукции. Исходя из прогнозов, подтвержденных заявлениями крупнейших стран, потребление низкоуглеродного Н2 составит ~60 млн т в 2030 г., в Европейском союзе целевой показатель по использованию водорода – 20 млн т к 2030 г., в том числе 5 млн т дополнительного внутреннего производства, сверх ранее запланированных 5,6 млн т (Fit for 55) и 10 млн т дополнительного импорта. Экспортный потенциал РФ в 2030 г. составит ~4,5 млн т, представлен двумя сегментами: аммиак и жидкий Н2 (1,2 и 3,3 млн т соответственно). РФ может занять ~1,4 из 4,5 млн т доступного рынка водорода. Водородные технологии в РФ характеризуются сегодня высокой стоимостью и средним уровнем развития. Анализ УГТ показывает, что в мире уже сложился первоначальный пакет водородных технологий высокой степени готовности, тогда как в РФ по большинству водородных технологий УГТ 7 и ниже. Основным вызовом для РФ является обеспечение непрерывности функционирования по меньшей мере 32 ключевых нефтеперерабатывающих и 33 нефтехимических производств, где используется водород, обеспечивающих ~24% мирового рынка аммиака, более 10% рынка нефти и нефтепродуктов и ~5,4% рынка метанола. С учетом изменения глобальной геополитической ситуации требуется актуализация направлений и целевых показателей развития. В частности, необходимо сделать акцент на создании технологий как конечного продукта для расширения технологического экспорта, в первую очередь в страны БРИКС. Развитие технологий – ключевой фактор внедрения водородных решений и снижения стоимости российского водорода в соответствии с целевыми ориентирами на 2030 г.: $2,0 за 1 кг – стоимость производства и $1,7 за 1 кг (на 1000 км) – стоимость транспортировки. Разработанная Технологическая стратегия развития водородной отрасли Российской Федерации (далее – Стратегия) на период до 2035 г. определяет в том числе основные ориентиры на перспективу до 2050 г. В рамках подготовки Стратегии определен перечень из 23 критически важных технологий, создание или локализация производства которых необходимы на территории Российской Федерации в кратко-, средне- и дальнесрочной перспективах. Перечень указанных технологий представлен на рисунке 36.
Определено, что наибольший потенциал снижения стоимости имеют технологии электролизеров и топливных элементов (>40% к 2050 г.). К технологиям с умеренным потенциалом снижения стоимости (15–40% к 2050 г.) относятся автотермический риформинг метана, плазмохимическое разложение метана, получение горячебрекитированного железа (H2 - DRI), к технологиям с низким потенциалом снижения стоимости (<15 к 2050 г.) ‒ паровой риформинг метана, компримирование Н2.
Реализация Стратегии предусматривает разработку ОТТ для критических технологий, с целью определения отраслевой потребности в водородных технологиях и оборудовании в краткосрочной перспективе, а также условий их создания и эксплуатации.
На сегодняшний день разработаны ОТТ для композитных баллонов высокого давления для транспортировки и хранения водорода, применяемые для стационарного хранения, автозаправочных станций, автотранспорта, железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота. Отличительной особенностью баллонов, созданных в соответствии с ОТТ, будет высокое рабочее давление до 70 МПа при одновременном снижении массогабаритных характеристик до 75% за счет использования современных композитных материалов. На сегодняшний день в РФ баллоны данного типа не производятся. Разработаны ОТТ для контейнер-цистерн для перевозки и временного хранения водорода охлажденного жидкого. Настоящий документ предназначен для применения на этапе формирования технического задания, проектирования, изготовления, испытаний, эксплуатации, техническогообслуживания, ремонта и модернизации контейнер-цистерн. Сегодня в РФ промышленное производство данного типа контейнер-цистерн не налажено. Разработаны ОТТ для протонпроводящих полимерных мембран для водородно- воздушных топливных элементов и электролизеров. ОТТ устанавливают требования к физико- химическим свойствам мембран, в том числе к эквивалентному весу, величине протонной проводимости, толщине и методу изготовления. Протонпроводящие мембраны в настоящее время в мире производятся несколькими компаниями и являются ключевым материалом, использующимся в качестве электролита в водородно-воздушных топливных элементах и электролизерах. В РФ технология отсутствует. Анализ показал, что на внутреннем рынке в ряде секторов российской экономики водородные решения могут быть эффективны уже в ближайшее время. Водородный транспорт может достичь экономического паритета с электрическим в ближайшие 5 лет на дальнемагистральных перевозках. Использование Н2 в промышленности экономически оправдано при наличии углеродного регулирования на экспортных рынках, в энергетике – на удаленных территориях с высокой стоимостью топлива. Определено, что паритет стоимости электролизного водорода и водорода, получаемого методом парового риформинга в сочетании с CCUS, наступает при стоимости природного газа ~330 $/тыс. м3 и развитии технологии электролиза. национальных лабораторий, запуск КНТП и содействие деятельности инжиниринговых центров. Согласно расчетам, на НИР, ОКР и инфраструктуру потребуется 25,3 млрд руб., на пилотные установки – 142,5 млрд руб. Создание и развитие производственных кластеров потребует ~$21,1 млрд совокупных инвестиций и позволит экспортировать 1,4 млн т водорода в 2030 г., что составит $12,8 млрд экспортной выручки.
Принятие мер по реализации Стратегии будет способствовать:
технологической независимости отрасли водородной энергетики и отсутствию рисков ограничения доступа к необходимым технологиям;
повышению конкурентоспособности российского предложения на рынке низкоуглеродного водорода;
до $0,6–0,8 млрд в год составят налоговые поступления от технологических компаний, обеспечивающих оборудованием российских поставщиков водорода;
до $3,5 млрд в год ‒ налоговые поступления от технологических компаний, поставляющих оборудование на экспорт, если Россия займет 10% рынка технологий водородной энергетики, в том числе в странах ЕАЭС;
созданию не менее 22 опытных и пилотных установок, образцов материалов к 2035 г.;
созданию 12 опытных образцов оборудования для типовых проектов производства и применения водорода к 2035 г.;
повышению уровня локализации водородных технологий после 2035 г. > 60%;
расширению технологического экспорта в страны БРИКС. Кроме того, реализация Стратегии позволит достичь следующих отраслевых эффектов для текущих производств:
поддержание работы 32 ключевых нефтеперерабатывающих предприятий, 24 заводов по производству аммиака и 9 заводов по производству метанола;
поддержание объемов нефтепереработки на уровне ~280 млн т/год;
обеспечение внутреннего потребления нефтепродуктов на уровне ~170 млн т/год и экспорта на уровне ~150 млн т/год;
удержание объема доходов в федеральный бюджет от экспорта нефтепродуктов ~5000 млрд руб. в год;
обеспечение экспорта аммиака на уровне ~4,5 млн т/год, азотных удобрений на уровне ~14.5 млн т/год;
сохранение ~5.4% мирового рынка производства метанола;
сохранение объемов производства: автомобильного бензина ~40 млн т/год, дизельного топлива ~80 млн т/год, реактивного топлива керосинового типа ~12 млн т/год, нефтяных масел ~1.5 млн т/год;
сохранение более 120 тыс. рабочих мест.
Когда-то всей страной мне помогали писать диссертацию по применению водорода в качестве моторного топлива. В НАМИ создавались стенды для испытания ДВС и микроавтобуса РАФ. Проводились лабораторно-дорожные испытания на Автополигоне НАМИ и эксплуатационные испытания по маршруту "Малая Роза" в Москве.
А теперь пишут Доклады. Остается только позавидовать "белой" или как теперь говорят "зеленой» завистью. Кстати в Докладе Зеленый водород даже без кавычек! Следующий этап "Суверенный " (шутка))...
Ну как же нам повезло с ЗАКЛЮЧЕНИЕМ...
Диссертация является законченной научно-квалификационной работой, в которой на основании системного анализа данных о фактическом состоянии отраслей топливноэнергетического комплекса Российской Федерации, установленных зависимостей доли локализации и индекса цифровой зрелости для отраслей ТЭК, результатов моделирования и мониторинга технологического развития реальных промышленных объектов с учетом кадровой политики в ТЭК в условиях четвертого энергоперехода разработана методология формирования стратегии топливно-энергетического комплекса Российской Федерации при создании, внедрении и промышленном использовании российских технологий и техники, обеспечивающих технологическую независимость Российской Федерации в критически важных сферах. На основании результатов выполненных исследований сделаны следующие основные выводы относительно системных факторов, существенно влияющих на обеспечение базиса технологического развития и технологического суверенитета ТЭК:
1. В Российской Федерации в настоящее время отсутствует единый подход к оценке уровня локализации оборудования для нужд ТЭК, нет объективного понимания, какая методика используется для расчета, что входит в импортную составляющую. В качестве базиса для оценки адекватного уровня локализации и продолжения системной реализации плана технологического развития ТЭК необходимо широкое внедрение разработанной единой универсальной методики расчета уровня локализации продукции, услуг и программного обеспечения, производимых на территории Российской Федерации. В отличие от методики, принятой в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года No 719, уровень локализации продукции по предлагаемой методике определяют с учетом результатов расчетов по каждой статье затрат, участвующей в цепочке создания стоимости продукции. Для широкого внедрения разработанной единой методики расчета уровня локализации и периодического контроля уровня импортозамещения необходимо создание независимых аудиторских институтов как на федеральном уровне, так и в регионах.
2. В условиях снижения и неопределенности импорта зарубежных технологий, оборудования и сервисных услуг целесообразно создание единого межотраслевого механизма 106 Жданеев, О. В. Обеспечение технологического суверенитета отраслей ТЭК Российской Федерации / О.В. Жданеев // Записки горного института. 2022. – No 12. (Scopus) разработки планов организационно-технических мероприятий по обеспечению непрерывности ведения бизнеса. Наличие такого механизма в сочетании с разработкой программ мероприятий по оперативному реагированию в рамках отдельно взятой компании позволило бы компаниям ТЭК в большинстве случаев в текущей геополитической обстановке легче адаптироваться к изменению устоявшихся логистических цепочек, к нарушению финансовых транзакций, к одностороннему денонсированию договорных отношений, а также к своевременной подготовке планов по альтернативным поставщикам оборудования, сервиса, запасных частей, диверсификации поставщиков по ключевым направлениям, обеспечивающим ведение основного бизнеса. В электроэнергетике свои собственные системы управления непрерывностью ведения бизнеса внедрили чуть более четверти компаний, в нефтегазовой отрасли ‒ порядка 16%. Но большое число организаций планируют в течение трех-пяти лет выстроить внутренние процессы главным образом из-за реальной опасности киберугроз, в настоящее время прибавилась практическая возможность совершения системных диверсий. Низкие темпы внедрения систем управления непрерывностью ведения бизнеса обусловлены, в частности, отсутствием единых требований со стороны регуляторов. Из-за отсутствия единого механизма и требований к функционированию данных систем, применяемых внутри большинства компаний ТЭК, системы менеджмента непрерывности ведения бизнеса могут формировать некорректное представление о текущей ситуации и перспективах развития в условиях быстро меняющихся мировых экономических и политических реалий. Действующий ГОСТ Р ИСО 22301-2014 "Системы менеджмента непрерывности бизнеса» не удовлетворяет современным требованиям российского бизнеса и практически не применяется. С целью решения этой проблемы в масштабах государства требуется создание механизма и современной нормативной базы для обеспечения проведения независимого аудита уровня импортозависимости и стресс-тестирования непрерывности функционирования компаний ТЭК, подавляющее большинство которых эксплуатируют или работают на опасных производственных объектах и оперируют критической информационной инфраструктурой. (Не мы под ИСО, а ИСО под нас, круто).
3. К числу ключевых задач, решение которых обеспечивает создание надежного базиса технологического развития и технологического суверенитета ТЭК, относится консолидация отраслевого спроса. Системная автоматизированная работа по сбору потребностей по единой методике через единое федеральное окно на базе Координационного центра при Правительстве РФ (рисунок 47) позволит одновременно с консолидацией отраслевого спроса унифицировать номенклатуру оборудования, материалов, комплектующих, которые необходимы ТЭК. Без унификации применяемых материалов и комплектующих невозможно достичь широкого внедрения российских разработок в ТЭК в рамках одной страны. 218 Основой для решения задачи консолидации отраслевого спроса должны быть результаты системного анализа минерально-сырьевой базы и в целом состояния энергетической инфраструктуры Российской Федерации. По проведенной оценке, при продолжении работы государства с научным, инжиниринговым и промышленным секторами ТЭК в рамках существующего формата и процедур, удержание основных показателей ТЭК по результатам 2021 г. к 2035 г. будет сложно реализуемой задачей. Добыча нефти с максимума в 561,2 млн т в 2019 г. и 524,5 млн т в 2021 г. может снизиться до 490 млн т и ниже при одновременном росте потребления. Для удержания объемов добычи нефти требуется формирование новых центров нефтегазодобычи в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе обеспечивающих освоение континентального шельфа Российской Федерации, а также вовлечение в разработку оправданно только за счет новых инновационных видов оборудования и технологий значительного количества запасов ТРИЗ – все это возможно и экономически оправданно только за счет новых инновационных видов оборудования и технологий, которых в настоящее время у России нет. 3 Добыча газа по результатам 2021 г. составила 762,8 млрд м . Анализ спроса на газ в мире показывает, что он вырастет примерно на 20% к 2040 г. При этом в условиях текущей научно- технической политики ТЭК добыча газа в России к 2035 г. в лучшем случае достигнет 850 млрд 3 м , что только на 10% выше текущего показателя. Снижение добычи нефти и газа повлечет за собой падение нефтесервисного рынка, где сейчас занято более 300 тыс. квалифицированных специалистов. Суммарный объем добычи угля открытым способом и подземным способом, 326,5 млн т и 113 млн т соответственно в 2021 г., также ждет снижение на 5‒10%. В долгосрочной перспективе до 2035 г. спрос на электроэнергию будет ежегодно расти. Обеспечить положительную динамику предполагается за счет развития возобновляемой энергетики, модернизации существующего неэффективного как угольного, так и газового генерирующего оборудования с увеличением единичной мощности энергоустановок, строительства новых электростанций: ТЭС, АЭС, ГЭС. Показатели производства электроэнергии за 2021 г.: 1131 млрд кВт·ч, из них ТЭС 54,7%, ГЭС 19,1%, АЭС 19,7%, блок станции 6%, ВИЭ 0,5%. Внутреннее потребление электроэнергии в РФ составляет 1107 млрд кВт·ч. С учетом текущих свободных мощностей и при условии наращивания потребления вместе с ростом промышленного производства и экономики в целом уже сейчас требуются инновационные энергоэффективные технические решения. Один из ключевых приоритетов в данном блоке задач – объединение работы Росстандарта России, Ростехнадзора России, Таможенного союза Евразийского экономического союза, АНО 219 «Институт нефтегазовых технологических инициатив» в сфере нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, угольной и горно-металлургической промышленности, а также проекты соглашений об унификации национальных и наднациональных стандартов с ответственными за стандартизацию органами стран-участников БРИКС. Требуется активизировать развитие научно-технологического сотрудничества, в том числе совместной, сквозной системы стандартизации и сертификации со странами БРИКС, Ближнего Востока, Африки в разрезе постепенной замены или равноправного использования стандартов ИНТИ и AmericanPetroleumInstitute (API) в большей части стран мира с развитым ТЭК. В конечном итоге результатом решения этого блока задач должна стать отработанная единая методика создания российскими компаниями наряду с иностранными партнерами отраслевых методик испытаний нового оборудования, сервисов, материалов с последующим проведением испытаний на аккредитованных полигонах на первом этапе в рамках БРИКС и принятием результатов работ межведомственной отраслевой комиссией, заключение которой будет приниматься всеми участниками отрасли как в России, так и в дружественных странах. Условный разработчик, инжиниринговая инновационная компания при этом будет избавлен от большого ряда дублирующих работ, что приведет к сокращению времени НИОКР, ускорению вывода нового технологического продукта на широкий рынок и сокращению затрат на 107 разработку и создание пилотного образца.
4. При реализации организационно-технических решений, направленных на обеспечение технологической независимости Российской Федерации в критически важных сферах, под особым контролем должны находиться вопросы, связанные с внедрением российского оборудования и технологий в реальное производство. Почти 80% российских компаний ТЭК не считают возможным разрабатывать высокотехнологичные решения совместно с российскими партнерами в виде академических институтов, университетов, институтов развития, изначально призванных быть в авангарде технологического развития, генерировать, объединять и развивать новые инновационные технологические решения. При разработке новых технологий наибольший интерес предприятия проявляют к совместной работе непосредственно с разработчиками оборудования в рамках совместных предприятий или консорциумов.
Важно отметить, что для научных, инжиниринговых, производственных и сервисных компаний, выполняющих заказы для нужд организаций ТЭК как с государственным участием, так и частных компаний, приоритетна задача внедрения в договорные формы отношений типовой формы договора поставки «будущей вещи» с закреплением положений о потребности в соответствующей продукции на срок до 5 лет, при обеспечении изначально заданных технических характеристик и при условии отсутствия доступных аналогов на рынке. Договор «будущей вещи» позволяет компаниям, выходящим на рынок с принципиально новыми решениями, обеспечить процесс создания оборудования/технологии от идеи до выпуска серийного образца при более лояльных банковских условиях.
В рамках внедрения договора поставки «будущей вещи» также должна быть реализована поддержка страхования рисков разработчиков со стороны государства при внедрении новых высокотехнологичных российских решений, у которых отсутствует референц-лист, важно также нормативно обеспечить возможность ускоренной амортизации эксплуатируемых иностранных технологических решений на отечественных предприятиях в целях привлечения дополнительных средств для их замещения до истечения календарной продолжительности эксплуатации. Также критична увязка государственной поддержки реализации новых инновационных решений в ТЭК с внедрением российских технических и технологических продуктов. Так, к примеру, льготы на разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами должны быть напрямую привязаны к внедряемому и применяемому оборудованию, сервисам, программному обеспечению для геологоразведки, строительства и освоения скважин, эксплуатации и транспортировки углеводородов.
5. Необходимо оперативное создание региональных центров технологического развития одновременно с аналогичными федеральными структурами. Региональные научно- технические советы должны стать важным связующим звеном в создании системы
межрегиональной кооперации частных и государственных инновационных компаний от стартапов до крупных холдингов. Детальные карты компетенций по каждому участнику инновационной деятельности, включая небольшие научно-исследовательские компании при институтах Минобрнауки России, академических институтах РАН, отраслевых частных и государственных институтах, инжиниринговые компании, производственные и сервисные предприятия, должны оперативно заноситься в ГИСП.
6. Необходимо объединить всю работу по достижению технологического суверенитета в нефтегазовой отрасли, угольной отрасли и электроэнергетике путем создания единой межотраслевой технической политики в сфере ТЭК, которая позволила бы потребителям технологий сформировать свои приоритеты, производителям понимать потенциальный спрос на их продукцию и риски, науке и инжинирингу планировать программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Только став непосредственным участником научно-технических проектов ТЭК в качестве полноценного научно-технического аудитора с соответствующими полномочиями и уровнем прямой научной и инженерной ответственности за конечный результат, правительство сможет не только обеспечить в ближайшие пять лет допустимую в новых геополитических реалиях технологическую независимость ТЭК России, но и в перспективе 10‒15 лет определять техническую политику по ряду направлений на международном уровне в рамках дружественных объединений.
7. Для практического обеспечения технологической независимости ТЭК государству необходимо вернуться к прямому участию в научно-технологическом развитии топливно- энергетического комплекса, ключевого по объему сектора производства в экономике России. Ближайшей задачей-минимум следует считать обеспечение темпов роста промышленного производства в целом по России на уровне 2,4% в 2023 г. и не менее 2,2% в 2024 г. и в последующие годы.
Предлагается создать комитет при Правительстве России для достижения технологического суверенитета промышленности в целом и проектный офис генеральных конструкторов в ТЭК для обеспечения импортоопережения нефтегазовой, электроэнергетической, угольной отрасли и большого ряда смежных промышленных секторов с определением соответствующих полномочий и сроков выполнения по следующим задачам:
определение детального консолидированного отраслевого спроса в высокотехнологичной продукции ТЭК;
создание и внедрение единой отраслевой методологии расчета уровня импортозависимости;
создание независимого аудита уровня импортозависимости и стресс-тестирование непрерывности функционирования ТЭК, государственное технологическое сопровождение проектов создания высокотехнологичной продукции;
разработка отраслевой научно-технической политики ТЭК и сопряжение планов научно-технологического развития и импортозамещения со смежными отраслевыми документами;
подготовка обобщенных отраслевых технических заданий, методик испытаний оборудования и технологий;
проведение полевых и заводских испытаний, результаты которых будут признаваться всеми участниками отечественного рынка ТЭК;
создание единой базы данных лучших решений отрасли;
практическая диверсификация производственных мощностей оборонно- промышленных предприятий в интересах компаний ТЭК;
системное привлечение высококвалифицированных научно-технических и производственных кадров на стороне государства при реализации проектов научно- технологического развития, инфраструктурных проектов в ТЭК, с любым уровнем государственного участия – от налоговых льгот и кредитов до прямых возвратных и невозвратных субсидий.
Для качественных и последующих количественных сдвигов в нефтегазовом и энергетическом машиностроении, сервисе в нефтегазовой отрасли, угольной отрасли и электроэнергетике необходимо значительно масштабировать отработанные методологии, схемы реализации проектов от идеи, отраслевого технического задания до пилотных образцов и полевых испытаний с непосредственным участием государства.
Результатом совместной работы государства, промышленности, бизнеса и науки должны стать серийные инновационные решения в технике и технологиях для обеспечения технологического суверенитета, рационального и эффективного освоения собственной минерально-сырьевой базы и для осуществления постепенного комплементарного энергоперехода в целом всей экономики России, а именно:
технологии, повышающие энергоэффективность и цифровые технологии для традиционных сложных энергонасыщенных систем, применяемых в ТЭК, в том числе для нефтегазового комплекса: буровая установка 2.0 – роботизированный буровой комплекс ,
флот для проведения гидравлического разрыва пласта на электроприводе, внедрение электродвигателей на постоянных магнитах во всех технологических системах, технологии разработки трудноизвлекаемых запасов, не имеющих аналогов в мире, широкое применение систем накопления электрической энергии вкупе с электроснабжением автономных объектов за счет газотурбинных установок, развитие и применение минизаводов СПГ для освоения новых территорий;
энергоэффективные роботизированные и цифровые технологические системы в бурении, применение которых наряду с внедрением новых технологий добычи углеводородов, должны обеспечить выполнение задач, поставленных в Энергетической стратегии РФ до 2035 года ‒ по удержанию текущих высоких уровней добычи нефти в Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Прежде всего, это должно быть обеспечено за счет повышения КИН на эксплуатирующихся нефтяных месторождениях до 40% в течение 15 лет, начала широкой промышленной разработки малодебитных месторождений и обеспечения экономически эффективной добычи трудноизвлекаемой тяжелой нефти из малопроницаемых пластов, с больших глубин, на шельфе арктических морей;
специализированное ПО, играющее существенную роль в трансформации нефтегазовой отрасли, без которого невозможно решить задачи по производству углеводородного сырья и реализации планов импортозамещения. В современном программном обеспечении начинают применяться модули с элементами ИИ, в частности для оптимизации поиска и разведки месторождений, определения свойств коллекторов, планирования конструкций скважин, оптимизации процесса бурения, моделирования гидроразрыва пласта, оптимизации добычи нефти, анализа рисков при проектировании разработки;
технологии водородной энергетики, являющиеся одним из направлений декарбонизации мировой экономики и получившие дополнительный стимул развития в связи с климатической повесткой и стремлением стран мира к переходу к низкоуглеродной
экономике.
может многократно увеличиться и достичь от 4 до 24% конечного потребления энергии. Для России дополнительно к технологиям водородной энергетики в рамках декарбонизации стоит отдельно выделить перспективы петроэнергетики, в первую очередь из-за высоких компетенций в области строительства скважин;
технологии улавливания, захоронения и использования диоксида углерода. Традиционно технологии захоронения CO2 включают его закачку в различные типы геологических резервуаров, в частности соляные хранилища, отработанные пласты после нефтедобычи, захоронение в угольных пластах и др. Существует множество геологических систем, которые естественным образом удерживают СО2 и хранят его на протяжении тысячелетий. Кроме того, нефтегазовая промышленность давно использует СО2 для увеличения нефтеотдачи.
8. Для обеспечения подготовки кадров как основы любого научно-технологического развития, включая обучение преподавателей, актуализацию программ и инструментов подготовки, в том числе с использованием производственного оборудования, необходимо определить и отрегулировать участие компаний ТЭК в финансировании научно- технологических решений и разработок, связанных как с научными исследованиями, так и с подготовкой кадров современных специалистов и производством на отечественных предприятиях новых видов техники и оборудования, повышение экспертной роли государственных научных учреждений в реальных секторах экономики.
9. Перед российским ТЭК стоят сложные задачи по поддержанию объема добычи нефти и газового конденсата на уровне не менее 490 млн т до 2035 г., достижению объема производства сжиженного природного газа не менее 80 млн т, снижению значений индекса средней продолжительности отключений в системе электроснабжения до 2,23 ч, развитию новых секторов, включая водородную энергетику, которые в совокупности должны стать основой стабильного роста всей экономики России. Без технологического развития внутри страны, без практического участия федеральных органов исполнительной власти в промышленных проектах, начиная от фундаментальной, прикладной науки, заканчивая добычей и переработкой собственного ценного сырья и производством сквозных высокотехнологичных элементов, данные показатели в условиях сложившейся мировой конъюнктуры недостижимы.
Будем говорить честно – доклад, интересный и если в текущих условиях существуют такие процедуры защиты, то значит это кому-то надо. Вопрос в том, как получилось, что люди из Горного университета с тематикой Технологического "Суверенитета" и эфемерности применения водорода, возглавили наше движение, а тех кто всю жизнь его (водород) продвигал, задвинули даже не на задний план, а просто спрятали под "плинтусом". Вот в чем вопрос...
Если отбросить детали, то для ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА ОТРАСЛЕЙ ТЭК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СНИЖЕНИЯ ИМПОРТА ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, водородная энергетика, по-сути и не нужна. Если учесть, что из всех представленных программных документов не принят ни один, а некоторые даже приостановлены, без верификации результатов, становится многое очевидным.
КОНЦЕПЦИЯ по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года в части ВТ– сплошной волюнтаризм. В 2025 году сеть из 100 ВЗС это даже не смешно. А если учесть что ФГБУ ВНИИПО МЧС внес изменения в СП 156.13130.2014, с нормами "круче" чем для АГНКС, то о сети ВЗС для городского транспорта следует забыть. Очень важно, кого "докладчики" в споре НП НАВЭ и ФГБУ ВНИИПО МЧС поддержат. Вопрос «встал на ребро».
Очень хорошо, что появляются новые докторские диссертации. Это хороший повод поговорить за злободневные проблемы. Больше диссертаций разных и злободневных. Но еще лучше, если коллеги займутся своими водородными делами, на которые поставлены, иногда в место знающих водородное дело людей. Важно, чтобы все разнообразие должностей, званий и степеней служили нашему общему делу, а не являлись очередной ступенькой в карьере "ЭФЕМЕРНОГО" водородного будущего..