Правые и ультраправые политические партии в Европе — достаточно заметное явление. Если вспомнить тот же «Национальный фронт» во Франции во главе с Жан-Мари Ле Пеном, то он еще в 80-е годы прошлого века получал на парламентских выборах около 10% голосов избирателей, а затем его популярность падала настолько, что он был представлен в Национальном Собрании только одним депутатом или не попадал в парламент вообще. В других государствах ситуация была похожей: правые популисты и правые радикалы имели различную степень успешности.
Сегодня мы наблюдаем некий ренессанс правых и ультраправых партий во всей Европе, от Финляндии до Испании и Италии. Они не только заседают в парламентах, но и формируют правительства, возглавляя правящие коалиции. Это говорит о том, что правые и ультраправые смогли успешно достучаться до электората и преумножить ряды своих сторонников особенно за счет молодежи и представителей среднего поколения.
Почему так произошло?
В первую очередь, по причине коммуникации со своими потенциальными сторонниками. Да, они во всю используют информационные технологии, современные интернет-ресурсы, которые популярны среди различных поколений, не гнушаясь использования исторических и политических мифов. Например, в Италии, — богатый север страны кормит бедный юг, и север эксплуатирует юг; или в Германии, — бывший социалистический восток всегда будет второсортным придатком продвинутого экономически развитого запада.
Популярность партий как правого, так и левого политического спектра начала возрастать в период экономического кризиса 2008 года, что привело даже к их радикализации, что вполне объяснимо: история показывает, что в период абсолютно всех экономических кризисов конкуренцию традиционным партиям начинают создавать и правые, и левые.
Если останавливаться именно на правых, то воду на их мельницу начал обильно лить миграционный кризис середины 2010-х годов, без которого сейчас был бы немыслим успех, к примеру, «Альтернативы для Германии», частично испанской «VOX» и «Братьев Италии». Частично для последних двух, потому что конечной целью нелегальных мигрантов были не их страны, а Германия, Франция и Великобритания. Тем не менее, в риторике лидеров правых всех европейских стран антимигрантская тема присутствует, хоть так было не всегда.
Наиболее сильно антимигрантская тема звучит у «Альтернативы для Германии», когда спикеры от партии на всех уровнях любые насущные вопросы, будь то развитие инфраструктуры, выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, непременно сводят к антимигрантской риторике.
Немаловажным фактором роста популярности правых можно считать также протестное голосование избирателей, изрядно подуставших от традиционных партий, сменяющих у власти друг друга десятилетиями, но демонстрирующими в последнее время свою несостоятельность.
Далее, европейские правые и ультраправые научились давать простые ответы на сложные вопросы, что также привлекает избирателя. Созданная в 2019 году в Польше крайне правая «Конфедерация», имеющая, согласно опросам, симпатии 14% избирателей, в своих роликах в Tik-Tok на вопрос о том, что в Польше большие налоги, устами одного из своих лидеров транслирует, что их нужно понизить, совершенно не вдаваясь в подробности, откуда будет наполняться бюджет.
Или та же «Альтернатива для Германии» готова хоть завтра отремонтировать все школы, в то время как традиционные партии наперегонки предоставляли проекты по их ремонту, которые можно реализовать только в течении десятка лет. Люди же думают, что все можно сделать быстрее.
Еще одним фактором роста популярности правых и ультраправых становится то, что их идеи нередко подхватывают традиционные партии, как это происходит с ХДС в Германии, что уже не делает подобные идеи радикальными и в некоторой степени нивелирует радикализм правых популистов.
Наконец, последний фактор, о котором мало говорят. В Северной и Центральной Европе существует довольно широкий спектр так называемых «новых правых», пока еще не оформившихся в политические партии и действующих в виде небольших групп и неправительственных организаций, проводящих свои идеи онлайн и оффлайн, так как имеют свои издательства и интернет-ресурсы, продукция которых доступна избирателю. В подобные группы входят вполне респектабельные интеллигентного вида граждане, одетые в недешевые костюмы и имеющие грамотную речь, а не бритоголовые неонацисты с соответствующими татуировками и сленгом, какими обычно представляются ультраправые радикалы общественности. Они тоже транслируют достаточно радикальные идеи, но уже не воспринимаются гражданами из-за своего вида маргиналами. Но «эффект новизны», который присущ в случае появления на горизонте малоизвестного политика, генерирует интерес к нему со стороны электората. Это касается не только политиков правого толка, но и представителей всего политического спектра.
Автор статьи: Александр Черный.