Найти тему
СВОЛО

Академизм – это стабильность

Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в коммунистическое самосовершенствование – в жизнь преимущественно в искусстве. Чтоб не впасть в вырождение-балдение. То есть, в частности, надо особенно жёстко бороться с балдением перед известными картинами.

Есть такой канал «Живопись» на дзен-портале. Оттуда я время от времени черпаю энергию сопротивления балдению. На этот раз авторесса оставила без разбора известнейшую картину К. Маковского.

К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло.
К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло.

Ну а чтоб не балдеть перед картиной, надо знать дух времени, когда она написана.

«1863 год стал последним годом первой революционной ситуации… [Но она породила передвижничество, захватившее в чём-то и К. Маковского] Спад движения c 1864 до 1868 г…. Началом подъема явились студенческие волнения зимой 1868—1869 гг., а далее он неуклонно из года в год нарастал, пока к 1879 г. в стране не сложилась вторая революционная ситуация» (https://scepsis.net/library/id_1609.html).

То есть в 70-х годах должно было начаться и охранительное движение. Его выражал академизм: всё должно быть, как века назад.

«Маковский… с середины 1870-х годов перешел к академизму» (https://megabook.ru/article/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87?ysclid=ll6eb8ggut536461797).

Можно думать, что тенденцией перехода к академизму явилась и разбираемая картина 1972 года.

Академизм – это «направление, которое отличает сдержанность в цветовых решениях» (https://present5.com/akademizm-v-russkoj-zhivopisi-vo-vtoroj/).

Каким несдержанным в цветовом отношении был когда-то К. Маковский видим тут:

К. Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860.
К. Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860.

«Для академической живописи характерна эстетизация персонажей и их окружения… идеализация, а не передача характера и портретного сходства» (Там же).

Видно это в детях? – Видно: какие они упитанные да розовые! Эти пухленькие ручки мальчика… И какие красивые оба! Особенно девочка.

-3

И – академическая сдержанность и в выражениях их лиц. – Гроза ж на носу. Страшно ж. Девочка ведь уже довольно большая. Знать должна, что в поле и убить может молнией. А что у неё на лице? – Тревожная прикидка, успеет она добежать или намокнут они. А мальчику и вовсе уже хорошо: он же прижался к сестре – всё.

А девочка – как ни красива, но какой-то общей красотой, без запоминающейся характерности.

Ну и «гладкость мазка, тщательная, вплоть до натурализма, проработка деталей» (Там же).

Смотрите:

-4

у подосиновика чёрные чёрточки на ножке, у репейника видна фиолетовая опушка цветка, у кашки и лисьего хвоста чуть не каждый цветочек отдельно нарисован, на ступне каждый ноготок виден. А небо и вовсе, как живое: движется – впечатление такое.

Артистичность (выражение через наоборот) на высшем уровне: ветер, гроза, страх выражают… идеал социальной стабильности.

Из-за этого противоречия, наверно, картина так популярна. Это же странно – противоречие, даже если его сознанием и не воспринимаешь.

11 августа 2023 г.