Найти тему
Пикабу

«Сожжение протопопа Аввакума» Мясоедова, или огненный старец-старообрядец

Как нас учит православие, если ударили по правой щеке – подставь левую. А если споришь со старообрядцами – лучше сжечь их. Ну ладно, так рассуждала РПЦ в 17-18 веках. За свои убеждения пострадали тысячи людей, но самый известный раскольник и потерпевший – протопоп Аввакум Петров.

Григорий Мясоедов - «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Мужик со своей линией. Половина жизни по ссылкам, его крепко уважали – не вырезали язык и много раз уговаривали отречься, мол все простим. Но Аввакум был круче яиц. И упрямее осла. Фанатичность довела Аввакума до сюжета на картине. Его только-только вернули из первой длинной ссылки с одним условием – не проповедуй свой подход к вере. Не получилось. В 1682 году Аввакума и троих других ребят сожгли в срубе. Причем такой вид казни выбирали, чтобы не устраивать зрелище для толпы.

Но Флавицкий уже показал нам, как можно создать шедевр на исторической неточности. Мясоедов эти уроки усвоил и написал «Сожжение протопопа Аввакума». Вышло эпично. Столпы огня поглощают смертников, причем старец-Аввакум грозно смотрит на зевак, его убеждения не горят. Мясоедов в лоб дает нам конфликт того времени: боярин в золотых одеяниях, священник рядом и дьяк с приговором против старика-раскольника в огне. Художник явно симпатизирует старообрядцам: стрельцы защищают костер от зрителей, толпа бросает два пальца вверх, а сам Аввакум смотрит свысока на своих палачей.

Фрагмент картины в другом качестве:

.
.

Картина в духе времени. К концу 19 века отношение РПЦ к старообрядцам смягчилось, с них уже сняли анафему, да и в целом звали дружить. Мясоедов как видный передвижник часто писал исторические и религиозные картины, часто с крестьянским уклоном. Как пройти мимо такого сюжета? Страсть и казнь вместе. Получилось огонь! Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут Огненных выходных)

Пост автора picturebymaslo.

Узнать, что думают пикабушники.