Найти тему

Навигатор по технологиям управления

Оглавление

Инструменты, технологии, подходы и методологии для управленцев.
Е. Махлягин

Upd. смотрите также продолжение статьи с интерактивной картой технологий управления: "Карта технологий управленческого мышления".

Технологии управления - описанные и формализованные лучшие практики в области управления. В своей практической и исследовательской работе я активно изучаю такие методы, которые можно использовать в своей работе, как набор инструментов, подходящих под конкретную ситуацию и содержащих набор шагов, которые могут помочь в ее решении.

Изображение с сайта https://www.bbs.unibo.eu/open-program/digital-marketing-and-communication-2/#gref
Изображение с сайта https://www.bbs.unibo.eu/open-program/digital-marketing-and-communication-2/#gref

Этот текст - первая версия навигатора или карты, которая фиксирует ряд популярных и широко используемых технологий управления. Многие знают о них, но не всегда используют из-за недостаточного понимания или непонимания их применения. Поскольку это первая версия, я приглашаю вас дополнить ее и предложить идеи для дальнейшего развития.

Как она устроена? Технологии распределены по основным бизнес-процессам, в которых они могут использоваться, по каждой из них расписаны назначение и общая информация.

Версия 1.0.

Управление проектами

Stage-gate

Общая информация: Технология поэтапной реализации и проверки проекта, заключающаяся в разделение проекта на стандартные этапы (stages) с четко установленными результатами, при достижении которых проект проходит через точку контроля или “ворота” (gates).

Назначение: Вывод нового продукта на рынок.

Подходит для проектов: инновационный продукт, новый продукт, инвестиционный проект.

Диаграмма Ганта

Общая информация: Инструмент управления проектами, иллюстрирующий то как выполняется запланированная работа с течением времени.

Назначение: Руководитель и иные заинтересованные лица могут посмотреть и понять, как выполняется или будет выполняться работа: точно в срок, с опережением или с отставанием, и принимать решения на основе этого.

Подходит для проектов: любой проект.

Каскадный метод (waterfall)

Общая информация: Согласно технологии проект выполняется последовательно, каждый из этапов ведет к следующему.

Назначение: Проекты, где предсказуемость (результата, потраченных денег, времени, сокращение рисков) и документация важнее гибкости и скорости.

Подходит для проектов: госзаказ, строительный проект, производство изделия, IT.

Теория ограничения систем (критический путь)

Общая информация: Теория ограничения систем содержит инструменты для эффективной реализации проектов.

Назначение: Планирование и управление проектом так, чтобы он был реализован в заданные сроки, в заданном объеме, а также управление проектом “по ситуации”, чтобы он был достиг запланированных целей.

Подходит для проектов: любой проект.

Agile

Общая информация: Итеративный подход к управлению проектами - вместо того, чтобы выпускать весь продукт целиком, команда следующая принципам, выполняет работу в рамках небольших, но удобных версий продукта.

Назначение: проекты, где важнее гибкость, скорость и создание ценности для клиента, чем предсказуемость и следование документации, особенно важна для проектов, где до конца не ясен итоговый продукт и/или результат.

Подходит для проектов: проект с неясным продуктом и/или результатом, проект с высокой степенью неопределенности, любые проекты.

Scrum

Общая информация: технология с ясными правилами организации работы команды по принципам agile, который помогает людям и командам создавать ценность с помощью адаптивных решений комплексных проблем.

Назначение: проекты, где важнее гибкость, скорость и создание ценности для клиента, чем предсказуемость и следование документации, особенно важна для проектов, где до конца не ясен итоговый продукт и/или результат. Также - увеличение скорости и качества работы команды.

Подходит для проектов: проект с неясным продуктом и/или результатом, проект с высокой степенью неопределенности, любые проекты.

PMBoK

Общая информация: Свод знания по управлению проектами (The Project Management Body of Knowledge) - свод знаний по управлению проектами, упакованный в стандарт. Он описывает лучшие практики, процессы и инструменты для управления проектами в пяти группах процессов: инициирование, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, закрытие.

Назначение: Освоение, понимание и удерживание менеджером проектов процессов управления проектами и необходимых знания для выполнения профессиональной деятельности и совершенствования собственных компетенций.

Подходит для проектов: любые проекты.

PRINCE2

Общая информация: продукт-ориентированная методология управления проектами, основанная на организации и контроле над всем проектом от начала до конца.

Назначение: [недостаточно знаний, если вы знаете/владеете PRINCE2, большая просьба написать в комментариях]

Подходит для проектов: любые проекты.

MVP

Общая информация: Минимально жизнеспособный продукт (Minimal viable product) - подход к управлению проектом, проектированию и производству продукта, в рамках которого избегается длительная и возможно ненужная работа, за счет создания рабочих версий продукта и реакции на отзывы, оспаривая и подтверждая предположения о требованиях к продукту.

Назначение: Организовать работу, которая с оптимальными затратами (наиболее целевым образом) приведет к продукту, который несет ценность для клиента.

Подходит для проектов: любые проекты.

Маркетинг и продажи

4P

Общая информация: Концепция включает четыре пункта, которые нужно учитывать при проработке маркетинговой стратегии: продукт (product), цена (price), место (place), продвижение (promotion). Существуют модицикации с дополнительными “P”, но основных четыре.

Назначение: Проработать маркетинговую стратегию, задать вектор размышления о продвижении продукта.

Сегментирование рынка

Общая информация: Разделение рынка на сегменты, где каждый сегмент - отдельная категория потребителей, обладающих общими характеристиками: потребности, желания, возможности, проблемы, задачи и т.д.

Назначение: На массовом рынке с большим числом категорий покупателей - определить сегмент рынка без предельной фокусировки на портрете клиента; на нишевом рынке - определить сегмент с фокусировкой на портрете клиента; на эксклюзивном рынке - определить конкретных клиентов в фокусировке до конкретных компаний или персоналий.

Бенчмарк (benchmark)

Общая информация: Сравнение характеристик продукта с продуктами конкурентов, включает как физические, технические характеристики так и эмпирические (цвет, комфорт, легкость в управлении и т.д.).

Назначение: Сравнить продукты для анализа конкурентов и выпуска/продажи конкурентного продукта.

SWOT-анализ

Общая информация: Метод стратегического планирования и стратегического управления включающий оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Назначение: Помощь в стратегическом планировании и управлении для того, чтобы помочь определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с конкуренцией и планированием проектов.

CustDev

Общая информация: технология создания продуктов через проверку идей на основе информации от потенциальных потребителей включает ряд инструментов для маркетинга: гипотезы о ЦА и их проблемах, проведение глубинных интервью, тестирование и сбор обратной связи о продукте от клиентов.

Назначение: формулирование и проверка гипотез о портрете клиента, поиск первых последователей продукта, глубинный анализ потребностей клиентов, в т.ч. отношение на эмоциональном уровне, тестирование и фиксация результатов.

Воронка продаж

Общая информация: модель маркетинга и продаж, которая фиксирует путь клиента до сделки (и дальше, если нужно) для выстраивания технологии продажи и маркетингового анализа.

Назначение: в маркетинге - анализ и выстраивание пути клиента до сделки, в продажах - технология коммуникации с клиентом до продажи и отслеживание результатов.

Контентная воронка

Общая информация: Общие принципы похожи на воронку продаж, но путь клиента выстраивается за счет коммуникации с клиентом через контент (видео, фотографии, инфографика, описание продукта, продающий текст и т.д.).

Назначение: в маркетинге - анализ и выстраивание пути клиента до сделки при помощи контента, в продажах - технология коммуникации с клиентом до продажи и отслеживание результатов при помощи контента.

Ценовая сегментация

Общая информация: Ценовая сегментация - это разделение продуктов в нише по критерию цены, учитывая ожидания клиентов и спрос в разных ценовых сегментах.

Назначение: Проанализировать спрос в разных ценовых сегментах и ожидания клиентов, чтобы принять решение о цене продукта на рынке.

Анализ трендов в нише

Общая информация: Анализ того, как меняется спрос на рынке в нише в разные моменты времени на протяжении года

Назначение: Установить цену для продукта.

НИОКР

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

ТРИЗ

Общая информация: Теория решения изобретательских задач - теория призванная анализировать методы решения изобретательских задач, оформлять техники и оснащать ими изобретателей, чтобы увеличить эффективность их работы. Не внезапное озарение и перебор вариантов решения задачи, а использование методов повышающих эффективность работы.

Назначение: Выработка качественно нового знания и(или) решения в вашей области (как организационные и технические, так и физические фундаментальные затруднения).

Дизайн-мышление

Общая информация: Ориентированный на человека подход к инновациям, который опирается на набор инструментов дизайнера для интеграции потребностей людей, возможностей технологий и требований к успешности бизнеса. Основной подход - использование полярных идей и противоречащих друг другу ограничений для выработки новых решений.

Назначение: Выработка знания и(или) решения, который изначально исходит из соответветствия потребностям людей, возможностям технологий и требований к успешности бизнеса.

Методы научных исследований

Общая информация: Список подходов к научным исследованиям большой, каждый из них используется под определенный тип задачи.

Назначение: Проведение научного исследования.

Проектирование

ТРИЗ

Общая информация: Теория решения изобретательских задач - теория призванная анализировать методы решения изобретательских задач, оформлять техники и оснащать ими изобретателей, чтобы увеличить эффективность их работы. Не внезапное озарение и перебор вариантов решения задачи, а использование методов повышающих эффективность работы.

Назначение: Выработка качественно нового решения в вашей области (как организационные и технические, так и физические фундаментальные затруднения).

Дизайн-мышление

Общая информация: Ориентированный на человека подход к инновациям, который опирается на набор инструментов дизайнера для интеграции потребностей людей, возможностей технологий и требований к успешности бизнеса. Основной подход - использование полярных идей и противоречащих друг другу ограничений для выработки новых решений.

Назначение: Выработка решения, который изначально исходит из соответствия потребностям людей, возможностям технологий и требований к успешности бизнеса.

MVP

Общая информация: Минимально жизнеспособный продукт (Minimal viable product) - подход к управлению проектом, проектированию и производству продукта, в рамках которого избегается длительная и возможно ненужная работа, за счет создания рабочих версий продукта и реакции на отзывы, оспаривая и подтверждая предположения о требованиях к продукту.

Назначение: Организовать работу по проектированию, которая с оптимальными затратами (наиболее целевым образом) приведет к продукту, который несет ценность для клиента.

Ценностно-функциональный анализ (функционально-стоимостный анализ)

Общая информация: Анализ всего перечня функций, которые нужны в деятельности, для которой проектируется продукт. Затем проектирование того, какими элементами в будущем изделии будут выполняться те или иные нужные функции с учетом затрат и приносимой ценности для выбора самого эффективного решения. В ходе анализа ведется поиск ответов на два основных вопроса: зачем это и чего будет достаточно?

Назначение: Проектирование продукта, который максимально эффективно решает поставленную перед ним задачу с учетом ценности для клиента и затрат. Эта технология также используется в маркетинге, поскольку позволяет анализировать рынки для будущего продукта на основе того, какие функции оно будет выполнять.

Производство

Бережливое производство (производственная система)

Общая информация: Методология рационализации бизнес-процессов путем выявления и исключения (оптимизации) процессов, которые не добавляют ценности продукту и являются причиной возникновения так называемых "скрытых потерь" деятельности компании за счет большого набора принципов и инструментов.

Назначение: Оптимизация процессов и операций в ходе производства. Принципы бережливого производства позволяют избежать потерь и в других процессах.

Управление качеством

Общая информация: Управление качеством рассматривается не только как производство продукции без дефектов, но и управление качеством продукции, процессов, обслуживания, работы, сервиса и т.д. Включает ряд принципов и инструментов для управления качеством.

Назначение: Управление качеством в широком смысле в вашей компании.

Теория ограничения систем

Общая информация: Любая система, включая производственную, имеет ограничения, которые могут препятствовать ее эффективной работе. Исключение таких “узких мест” и “бутылочных горлышек” позволяет улучшить производительности системы в целом.

Назначение: Повышение производительности.

Научный менеджмент и научная организация труда

Общая информация: Исследование, нормирование, стандартизация и повышение производительности труда работников, а также организации этой работы.

Назначение: Повышение производительности работников и эффективности работы организаторов.

Управление кооперацией и логистика

Бережливое производство

Общая информация: Методология включает большой набор принципов и инструментов для выстраивания потока создания ценности для клиента.

Назначение: Выстроить поток создания ценности для клиента и добиться снижения потерь в логистике.

Методики закупок

Общая информация: Закупочная деятельность содержит различные инструменты, которые нормативно регламентированы, но позволяют решать различные задачи кооперации. До сих пор считаю магией инструмент предквалификационного отбора для создания сети партнеров.

Назначение: Проведение закупок и привлечение поставщиков.

Сервис

Сервис-дизайн

Общая информация: Методология для улучшения взаимодействия с клиентами.

Назначение: Улучшать ваш продукт для клиентов.

Управление качеством

Общая информация: Управление качеством рассматривается не только как производство продукции без дефектов, но и управление качеством продукции, процессов, обслуживания, работы, сервиса и т.д. Включает ряд принципов и инструментов для управления качеством.

Назначение: Управление качеством сервиса и обслуживания клиентов.

Финансово-экономическое обеспечение

Бюджетирование

Общая информация: Бюджетное управление используется для обоснования принимаемых управленческих решений, включает в себя процесс составления планов и оценку их исполнения, с последующей корректировкой планов и поставленных целей. Три основных бюджета: Бюджет доходов и расходов (БДР) - про будущее, Бюджет движения денежных средств (БДДС) - про настоящее, Балансный лист (БЛ) - про прошлое.

Назначение: Управление бизнесом за счет планирования, постановки целей бизнеса и корректировки планов.

Бюджет (некоммерческая организация)

Общая информация: В некоммерческих организациях бюджет статичен, поэтому используется подход, связанный с анализом денежных притоков, поступлений и оттоков, которые предсказывают последствия текущих операционных решений и возможность финансового плана удовлетворять цели организации.

Назначение: Управление бюджетом для решения целей поставленных перед организацией.

Юнит-экономика

Общая информация: Метод экономического анализа для управления прибыльностью одного юнита (продукт, товар, услуга). Оцениваются расходы и доходы на единицу продукта для расчета маржинальности.

Назначение: Управление прибыльностью с одной поставленной единицы продукта.

Управление знаниями

Управление знаниями

Общая информация: Знания в управлении - это, что позволяет действовать без ошибок. Подход позволяет соорганизовать бизнес-процессы для реализации стратегических целей компании за счет принципов управления знаниями и инструментов, например, корпоративный университет, кадровый резерв.

Назначение: Понять, каких знаний (компетенций, навыков, информации и т.д., т.е. всего того, что не позволяет действовать) не хватает для достижения стратегических целей компании и как их получить.

Управление Hi-Po (кадровый резерв)

Общая информация: Управление талантами за счет поиска, привлечения, создания специальной среды, системы работы до попадания в компанию, внутри компании и после выхода из компании, которые достигают высоких результатов, растут и помогают в достижении стратегических целей компании.

Назначение: Выстраивание системы работы с талантами в организации для достижения стратегических целей бизнеса.

База знаний

Общая информация: Сохранение, сбор, культивация, распространение знаний в компании за счет создания базы знаний, которая может пополняться сотрудниками и соответствующей системы работы со знаниями в компании.

Назначение: Сохранять знания в компании, чтобы не потерять важные компетенции внутри компании, а также иметь возможность привлекать знания для решения задач.

Стратегическая сессия

Общая информация: Форма групповой работы для разработки значимых решений в компании: формирование стратегии, сценариев развития, изменения в системе управления и т.д.

Назначение: Формирование “живой” стратегии компании, анализ и принятие стратегических решений в компании.

Мозговой штурм

Общая информация: В основе метода - процесс генерирования идей нужно отделить от процесса их оценки. Начинается с формулирования вопроса и установки тайминга, далее - генерация идей и идей в развитие этих идей, в конце - систематизация и оценка.

Назначение: Генерация идей с целью перейти от количества к качеству.

Мастерская (воркшоп)

Общая информация: Принцип мастерской или учения у образца - самый эффективный. Нужно организовать обучение подмастерьев у мастера дела на базе мастерской.

Назначение: Получение знания (компетенций, навыков, информации и т.д., т.е. всего того, что не позволяет действовать).

HR-порталы и сервисы мониторинга

Общая информация: Принципы и инструменты HR-платформ предлагают новый подход к управлению человеческими ресурсами в компании: от цифровизации классических кадровых процессов до мониторинга мотивации сотрудников для создания среды, которая способствует эффективной работе сотрудников, взращиванию талантов и т.д. для реализации стратегических целей компании.

Назначение: Формирование среды в компании, которая позволит сотрудникам эффективно работать, появляться талантам и т.д.

_______________________________

Вот весь список технологий управления, которые собраны на данный момент. Я надеюсь, что этот список будет полезен в вашей работе. При использовании этих технологий вы сможете улучшить свою работу и достичь более высоких результатов. Главное - не ограничиваться поверхностным знакомством, и если вы поняли, какая тема вам интересна - изучите ее и разберитесь в том, как ее можно применить в вашей ситуации.

Однако следует отметить, что это только первая версия нашего навигатора, и я приглашаю вас принять активное участие в его развитии. Я буду рад увидеть ваши идеи и предложения, чтобы мы могли совместно создать более полный и практичный ресурс по управлению бизнес-процессами. Го?

Upd. смотрите также продолжение статьи с интерактивной картой технологий управления: "Карта технологий управленческого мышления".