Найти тему
Okko

«Импостер»: Канализационные страсти

В прокате японский триллер «Импостер» про падение в канализационный люк, премьера которого состоялась во внеконкурсной программе Берлинале-2023. Рассказываем о неожиданных находках режиссера Кадзуёси Кумакири и о том, чем еще интересна история о взлетах и падениях одного японского карьериста.

Кадр из фильма «Импостер», реж. Кадзуёси Кумакири, 2023
Кадр из фильма «Импостер», реж. Кадзуёси Кумакири, 2023

Премьерный показ нового фильма Кадзуёси Кумакири «Импостер» неожиданно состоялся на 73-м Берлинском фестивале. Легко представить, как зрители, отсмотрев до этого тонну медитативной социальщины, довольные занимали места в предвкушении остроумной японской жести. Забавно, что тогда же и там же показывали «Внутри» Василиса Кацуписа, аналогичный клаустрофобный монотриллер с как всегда фантастическим Уиллемом Дефо в главной роли, чья головоломная символичность, однако, запросто могла и усыпить. То ли дело «Импостер», каноничный и чуть ли не телевизионный аттракцион, на голубом глазу прикидывающийся серьезным перевертышем и умудряющийся при этом сохранять обаяние, — вот так сюрприз.

-2

Молодой и дерзкий карьерист Кавамура уверенно карабкается по корпоративной лестнице. Впереди его ожидает очередной рывок — он женится на дочке начальника. За день до свадьбы коллеги Кавамуры закатывают вечеринку, чтобы вместе попрощаться с его холостяцкой жизнью. После тусовки изрядно поддатый жених возвращается домой по темным закоулкам и в результате резкого помутнения проваливается в канализационный люк.

Да, завязка отталкивающая. Причем и идейно, и формально. Но с момента, когда герой приходит в себя на грязном дне, Кумакири вдруг начинает демонстрировать толковую режиссуру. Быстро пройдясь по жанровым контрольным точкам в виде распоротой ноги и, конечно же, сломанной лестницы, он переходит к проработке замкнутого пространства. Круглый и темный клочок земли, в мокрой хляби которого барахтается Кавамура, не так-то просто превратить в киногеничный материал. В конце концов, это не экстремальные рамки гроба и не ущелье посреди каньона — так, что-то невнятное и однообразное. Однако благодаря буквально нескольким штрихам всё расцветает на глазах: сверху начинает лить дождь, а снизу — набухать комья пены, которую образуют гниющие трупы животных (или не только животных?). Это журчание, гипнотическое для слуха зрителя и смертоносное для героя, будет звучать еще долго. Фабула на какое-то время оказывается, скажем так, в условиях сенсорной депривации, что оказывает на фильм оздоровительный эффект, — действие иммерсивно вязнет в луже вместе с Кавамурой. Пока он корчится от боли, ползает по мокрому бетону и с опаской поглядывает на пульсирующие пенные струи, «Импостер» хорош.

-3

К сожалению, в дело быстро вступает «острый» сценарий. Попытки дозвониться до друзей и знакомых не приносят результата, неохотно поднимает трубку только бывшая девушка героя, с которой он расстался пять лет назад. Однако найти по локации роковой люк у нее не получается — GPS Кавамуры почему-то врет. Тогда он начинает самоотверженно подкидывать вверх телефон с включенной камерой, чтобы заснять очертания округи, — этой сценой режиссер сразу дает понять, что не нужно относиться к происходящему всерьез. Наконец дело доходит до главного решения, которому фильм обязан оригинальным названием-хэштегом #Manhole: надеясь на силу социальных сетей, герой экстренно заводит аккаунт в твиттере с ником «Девушка в люке». Твит с просьбой о помощи быстро форсится, и к спасению «женщины в беде» подключаются сотни неравнодушных. Со временем, как это зачастую и бывает, Кавамура начинает терять контроль над ситуацией, попав в водоворот собственной лжи. В ткань клаустрофобного триллера просачивается насупленная дидактика, и с этого момента «Импостер» начинает требовать к себе фантастического снисхождения. Твиттерский пласт столь неправдоподобен и скучен, что тянет на дно, прямо к герою, практически две трети фильма. Этот фальшивый троп с всплывающими на экране сообщениями продолжается прямо до финального сюжетного твиста, замыкающего все жанровые условности в один злой анекдот.

-4

Основная проблема заключается в том, что все компоненты небольшого фильма — превосходная работа со звуком и пространством, социальный комментарий и финальный перевертыш в традициях корейских мастеров триллера — никак друг с другом не намагничены. При этом одиночные визуальные находки могли бы запросто стать связующим звеном. Например, несколько раз герой, а вместе с ним и камера, бросают взгляд на ночное небо, очерченное кругом люка. В его центре светит лунный прожектор, который акцентирует мелькающие по краям этого импровизированного экрана галлюцинации Кавамуры — чем не отправная точка для разработки психоделического измерения? К сожалению, вау-эффект от графичности некоторых мизансцен стреляет вхолостую. В итоге «Импостеру» уготовано затеряться в пучине средних и похожих друг на друга триллеров. Точно так же пена в какой-то момент накрывала с головой и его главного персонажа, но тому хватило смекалки устроить спасительный взрыв, расчистивший всё пространство при помощи маленького пламени от зажигалки. Кумакири вроде как тоже сметливостью не обделен, но высечь у него получается лишь несколько искр.

Текст: Георгий Пузырев

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.