Найти тему
РР-Новости

Иван Грозный, Кощей и Илья Муромец. Как молодежь видит образ будущего России

Центром развития гуманитарных технологий «НОВАЯ ЭРА» в рамках проекта «Лаборатории мысли» было проведено социологическое исследование «Образ России в представлении молодежи», в котором приняли участие россияне от 18 до 35 лет, преимущественно студенты, проживающие в Москве. Согласно этим данным, молодежь чаще всего ассоциирует современную Россию с силой (109), войной (45), страхом (39), мощью (31) и традициями (29). В числе таких образов респонденты припоминали Ивана Грозного, автомат Калашникова и Кощея Бессмертного и Илью Муромца.

Центром развития гуманитарных технологий «НОВАЯ ЭРА» в рамках проекта «Лаборатории мысли» было проведено социологическое исследование «Образ России в представлении молодежи», в котором приняли участие россияне от 18 до 35 лет, преимущественно студенты, проживающие в Москве. Согласно этим данным, молодежь чаще всего ассоциирует современную Россию с силой (109), войной (45), страхом (39), мощью (31) и традициями (29). В числе таких образов респонденты припоминали Ивана Грозного, автомат Калашникова и Кощея Бессмертного и Илью Муромца.

Респондентам представили 15 рядов символов (правители, цвета, деревья, животные, музыкальные жанры и пр.) и попросили указать те, которые ассоциируются с современной Россией и с идеальным образом России будущего. Вместе с символами респондент называл от одной до трех поясняющих ассоциаций-тегов (сила, справедливость, свобода и др.). Нестандартную методику исследователи обосновали необходимостью «преодолеть скованность респондентов и купировать их потребность предоставлять социально одобряемые ответы».

Так среди правителей и исторических деятелей молодые люди в большинстве своем ассоциировали Россию с Иваном Грозным, Петром I, Екатериной II, Иосифом Сталиным и Борисом Ельциным. Идеальную Россию будущего респонденты определили как Кощея, Колобка и Змея Горыныча, Василису Премудрую и Илью Муромца. Причем в череде топ-5 символов, с которыми у молодежи ассоциируется Россия, социологи зафиксировали красную звезду, феникса, крест, матрешку и космическую ракету.

«Одним из самых популярных тегов стал тег, связанный с развитием, новизной, прогрессом. Все эти теги говорят о потребности и запросе молодежи на изменения во внешних обликах, окружающих их. Абсолютное большинство респондентов с надеждой и верой смотрит в будущее страны. Абсолютное большинство из них с любовью относится к России», — отмечается в выводах исследования.

Молодежь опрашивали в 13 фокус-группах с 28 декабря 2022 года по 1 февраля 2023 года. В географическом разрезе 55,4% респондентов представляли Москву, 12,9% — Челябинск, 7,9% — Махачкалу, по 2% Владивосток, Екатеринбург, Красногорск, Ростов-на-Дону и Самару. Также порядка 11,9% опрошенных представляли другие территории, куда вошли жители Великого Новгорода, Симферополя, Тюмени, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Лыткарино, Люберцев, Трёхгорного.