Найти тему
Академия Эдюсон

Возможно, вы ходите в один и тот же продуктовый как раз поэтому

Оглавление

Если бы управляющие вашего любимого продуктового не работали над ассортиментом, вы бы давно ушли в магазин через дорогу. Потому что покупать одно и то же годами — скучно, да и вам не всегда нужно именно это. Как сформировать ассортимент товаров бренда, чтобы повышать средний чек? Поговорим в статье!

Что такое ассортимент и как выдерживать конкуренцию

Ассортимент — список товаров и услуг компании. По сути, можно составить его из всех вариантов, которые придут в голову: в кофейне — кофе и пирожные, в магазине — продукты первой необходимости.

Однако конкуренция высока, и похожими товарами не обойдешься, ведь кофе и пирожные есть везде, а у дома — четыре разных магазина.

Как бизнесу выдерживать конкуренцию? Определиться, по каким критериям выстраивать и корректировать ассортимент. В этом поможет построение CJM — Customer Journey Map. Это визуализация пути, который клиент проходит с момента возникновения потребности в продукте до его покупки — и даже после.

Максимально понятный пример от Академии Eduson
Максимально понятный пример от Академии Eduson

Помните: «Чтобы купить что-нибудь ненужное, надо продать что-нибудь ненужное»? Только тут наоборот: чтобы продать что-то нужное, надо понять, что именно нужно. Об этом банальном правиле почему-то часто забывают, вследствие чего выбирают неверные стратегии формирования ассортимента.

Например, ошибочно ориентироваться только на то, что популярно прямо сейчас: тренд уйдет, а потребности в других товарах останутся. Поэтому важно выявлять эти потребности и смотреть на процесс покупки комплексно.

Ответьте на вопросы о том, какие именно люди будут покупать ваши товары:

  • сколько им лет, чем они занимаются;
  • с какими проблемами они сталкиваются — и какие товары помогут их решить;
  • как часто им нужны эти товары и какие сопутствующие позиции можно предложить.

Держите в голове каждого потенциального клиента: это поможет выйти за рамки работы «от покупки до покупки», а качественно управлять процессом продаж, в которых будут нуждаться сами люди.

Какие должен быть ассортимент

Для удобства ассортимент можно распределить на несколько групп. Вы наверняка понимаете, что есть премиум-сегмент и экономичный сегмент, — это разделение по ценовым категориям.

Также есть простой ассортимент, в котором представлены товары одной группы (например, в кофейне — кофе и выпечка), а есть сложный (та же кофейня может продавать стильную одежду, стикеры, книги чехлы для телефона).

4 требования к ассортименту:

  • насыщенность — в каждой категории несколько товаров;
  • глубина — у одного продукта в категории есть вариации;
  • сочетаемость — один товар может дополнять другой (кофе + набор наклеек для ноутбука = более высокий средний чек);
  • актуальность — продукт может не отражать тренды, но должен закрывать текущие потребности разных сегментов аудитории.

Как разрабатывать продуктовые линейки

Без практического опыта не обойтись: иначе как продумать ассортимент, который будет приносить прибыль? Определяет потребности клиентов и разрабатывает ассортимент продакт-менеджер: нужные навыки можно получить на курсе от Академии Eduson всего за 3 месяца и даже с нуля.

Освоить профессию полезно и собственникам, и тем, кто хочет развиваться в крупном менеджменте как штатный специалист.

Желаем вам создавать то, что будут любить и покупать!