Ежегодно около 600 тыс. людей во всем мире заражаются боррелиозом (болезнью Лайма), и 10% из них после этого годами испытывают боли во всем теле, необъяснимый жар, постоянную слабость и туман в голове. Речь идет о хронической болезни Лайма: сейчас все больше пациентов открыто заявляют о своем недуге, в том числе звезды — например, супермодель Белла Хадид. Правда, у науки к этому диагнозу большие вопросы. Фарма FM выяснил, что не так с хронической болезнью Лайма.
«Уже 15 лет я живу в невидимых миру страданиях, — написала модель Белла Хадид в своих соцсетях. — Пока не знаю, когда смогу вернуться на подиум. Иногда я неделю лежу в постели и не могу встать. Спасибо докторам и моей семье за то, что поддерживают меня». Белла лечится от хронической болезни Лайма, ей же страдают мать модели Йоланда Хадид и брат Анвар. Откровения Беллы побудили и других звезд рассказать о своем диагнозе: в их числе — Аврил Лавинь и Келли Озборн. А по хэштегу #lymewarrior в инстаграме ежедневно появляются новые публикации: селфи измученных бледных людей, больницы, капельницы, горсти таблеток и диетическая еда.
Болезнь Лайма (в России принято название «боррелиоз») развивается после попадания в организм боррелий — болезнетворных бактерий, которые переносят клещи и некоторые другие паразиты. Инфицированные клещи встречаются преимущественно в северном полушарии: практически на всей территории России и США. Странные симптомы после укуса клещей были описаны еще в медицинских трудах XVIII века, а при аутопсии нескольких мумий возрастом 5 тыс. лет и более была найдена ДНК боррелий. Но впервые официальный диагноз «болезнь Лайма» был поставлен в 1975 году — его назвали в честь американского города, где зафиксировали вспышку детского ревматоидного артрита. Выяснилось, что причиной стали клещи, а болью в суставах дело не ограничивается. В 80-м году для лечения боррелиоза начали успешно применять антибиотики.
Боррелиоз бывает сложно диагностировать, поскольку он может вызывать множество симптомов, специфических и нет, а большинство зараженных не фиксируют укус клеща. Главный маркер — специфическая сыпь, мигрирующая кольцевидная эритема на месте укуса. Она появляется у 80% больных. Другие типичные проявления — ломота в мышцах, головные боли, отек суставов. На второй и третьей стадиях болезни (которые наступают не у всех инфицированных) присоединяются различные неврологические и кардиологические симптомы. А дальше, как уверяют многие пациенты, болезнь нередко переходит в хроническую стадию, которая влечет за собой годы «невидимых страданий», как у Беллы Хадид.
Диагноз «хроническая болезнь Лайма» не признается регуляторами, и нет ни одного исследования, доказывающего, что тянущиеся годами симптомы связаны с именно с боррелиозом. Бактериальные инфекции в принципе не могут быть хроническими, поскольку после курса антибиотиков возбудитель в организме погибает. Официальная медицина связывает «хроническую болезнь Лайма» с синдромом хронической усталости, фибромиалгией или другими неврологическими нарушениями, развившимися после боррелиоза. Другой вариант — побочные эффекты лечения от боррелиоза, ведь речь идет о длительном приеме антибиотиков в больших дозах.
Тем не менее на людях, уверенных, что «хроническая болезнь Лайма» существует, успешно наживаются специалисты по альтернативной медицине и «лайм-позитивные» врачи. Они назначают пациентам капельницы и всевозможные препараты с недоказанной эффективностью. По данным исследования ученых из Массачусетса, опубликованного в 2007 году в The New England Journal of Medicine, 40% больных с «хроническим боррелиозом» чувствуют значительное облегчение после приема плацебо.
Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать эксклюзивные новости и колонки Фарма FM.