Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Ягуар между человеком и зверем в мифах Яномами

🔥 Спасибо спонсорам на бусти! Мой блог существует благодаря вашей поддержке!

Яномами - изолированное племя в Амазонии, численность которого составляет примерно 35 тысяч человек. Антропологи стали изучать яномами сравнительно недавно, крупные работы по ним стали появляться с середины XX века. Важнейшим исследователем этого племени стал француз Наполеон Шаньон.

В своем монументальном исследовании Шаньон пишет, что не раз встречался с ягуарами в лесах и деревнях яномами. Один раз он чуть не погиб, когда хищник подкрался к нему максимально близко, но его успели отпугнуть.

Наполеон Шаньон, окруженный яномами
Наполеон Шаньон, окруженный яномами

Ягуар – мощный доминантный хищник в Амазонии. Его все боятся, поскольку он без проблем может убить человека. В этом смысле он равен яномами, потому что люди тоже могут убивать людей.

В культурах мезоамериканских народов ягуар часто становился объектом культивирования и поклонения. В цивилизации Майя ягуар занимал сразу несколько божественных статусов, поэтому выделяется целый сонм богов-ягуаров: бог войны и торговли Л, богиня акушерства Икшель, бог земного огня и другие.

Помимо майя ягуаров культивировали ацтеки, сапотеки и ольмеки. Ольмеки - одна из древнейших цивилизаций, они были старше Рима, но просуществовали всего до V века до н.э. Они оставили нам множество архитектурных памятников, в том числе с ягуарами-оборотнями, которых скорее всего также обожествляли, раз они удостаивались скульптурных изваяний.

1. Фигурка майя, изображающая ягуара, пожирающего человека, датируется 700-900 годами н.э. 2. Сапотекский ягуар из Монте-Альбана, датируемый 200 годом до н.э. - 600 годом н.э.
1. Фигурка майя, изображающая ягуара, пожирающего человека, датируется 700-900 годами н.э. 2. Сапотекский ягуар из Монте-Альбана, датируемый 200 годом до н.э. - 600 годом н.э.

Ягуары в мифах Яномами

В представлениях яномами окружающий мир делится на «искусственное» и «естественное», или «культуру» и «природу». В этом они похожи на нас. Яномами смеются над животными, потому что у них нет культуры, они не «вещи деревни», а «вещи леса». В то же время домашние животные (петухи, куры, овцы и другие) считаются «деревенскими», или «культурными», поэтому их нельзя есть. Для яномами съедобными являются только животные из леса. Съедение типично «домашней» живности считается каннибализмом. Поэтому их удивляло, когда христианские миссионеры пытались приучить яномами есть мясо курицы.

Ягуары выбиваются из дихотомии «лесные» и «деревенские», потому что они похожи на людей, но в то же время не являются домашними. Ягуара обычно изображают как большого, неуклюжего, глупого и неумелого зверя. В этом их представления сильно отличаются от мезоамериканских. Ягуар для яномами - враг, поэтому его нужно принизить. Шаньон описывает множество случаев, когда ягуар мог справиться с группой охотников яномами, отбирая у них одного из членов себе в добычу. Ягуары частые гости их деревень, и борьба с ними может заканчиваться минимум ранами, максимум – жертвами нескольких людей.

-3

В легенде о ягуаре по имени Ху свирепый зверь выставлен как глупый охотник на человека:

«Ягуар, известный под именем Ху, истребил много людей. В одной из деревень старик спал и громко храпел. Ягуар вошел в деревню и унес его сына, который кричал и отпирался от него, потому что ягуар обращался с ним как с обычным диким животным. Члены деревни Шидибаси-тери решают отнести дубину-химо к своим соседям, в деревню Берибосихи-тери, зная, что ягуар пожирает их людей. Но когда они добрались до деревни, то обнаружили, что она уже уничтожена ягуаром, а огромные птицы доедают человеческие останки, которые не съел ягуар. Темнеет, и им становится страшно. Они бегут к ближайшему дереву и забираются на него, так как слышат, что в джунглях ревет и скулит ягуар. Они забираются на дерево араузи и, оказавшись на вершине, начинают счищать кору со ствола. Достают огниво, разводят костер из коры, прикрепляют его к дереву и садятся на самые верхние ветви в ожидании ягуара. У зятя храпящего человека есть дубина-химо. У него есть гамак из лозы, натянутый между ветвями, и он стоит в нем, наблюдая за ягуаром. Вскоре появляется ягуар, обнюхивает окрестности и взбирается на дерево вслед за ними. Когда он добирается до верхушки, человек с дубинкой сильно бьет его по голове, сбивая с дерева и лишая сознания. Ягуар падает на землю, приходит в себя, снова взбирается наверх и снова получает удар дубинкой по голове. И так всю ночь, вверх-вниз, вверх-вниз. Тем временем они тесно сгрудились вокруг костра и стали дуть на него, чтобы он лучше горел. Ягуар не может их разглядеть и подбирается поближе, вглядываясь в них, возможно, ослепленный огнем. Они снова бьют его дубинкой, и он снова падает на землю. Ближе к рассвету ягуар снова взбирается на дерево. Он почти добирается до них, протягивает лапы, чтобы схватить их, и они бьют его по переносице острым краем дубинки-химо. Он снова падает и лежит без движения. Один из них осторожно слезает и осматривает ягуара, проверяя, дышит ли он. Из его ноздрей сочится кровь, и пчелы начали слетаться на него. "Вааа! Он мертв! Мы его поймали!" - восклицают они и улетают. Так жители деревни Палм-Вуд убили его дубинкой из пальмового дерева».

Эта и другие легенды о ягуарах описывают зверя как глупого, но очень кровожадного. Люди выступают как более смекалистые, поэтому они побеждают ягуара, несмотря на его мощь. В действительности амазонский царь зверей глуп только в мифах яномами.

Тем не менее, весьма интересно наблюдать, как изолированные народы выстраивают иерархии животного мира.

🌟Больше статей о яномами я опубликовал на бусти (контент без цензуры): https://boosty.to/trickster.zen

⚡Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки (в том числе юмористические): https://t.me/religiontrickster