Первая часть. "О новом Шёлковом пути"
Вспоминая самые масштабные проекты Китайской Народной Республики, редко вспоминают про высокоскоростную магистраль Пекин-Москва. А ведь это может стать ключевым звеном китайской экономической доктрины "Один пояс - один путь". Ветка в 7 000 км через территории Китая, Казахстана и России может значительно подстегнуть экономику всех участвующих стран. Сколь огромные партии грузов мог бы доставлять скоростной состав, не опасаясь пиратства и не встревая в пробки?
Этот новый "Шёлковый путь" мог бы заметно удешевить доставку грузов и выступить альтернативой морскому пути из Китая в Европу. Пока корабль преодолевает 24 тыс. км. и идёт около 40 дней, поезд уже сможет проехать свой маршрут 30 раз подряд. Объёмы же ограничены только наличием скоростных локомотивов и количеством скоростных полос. И это ещё не говоря об удобстве пассажирских железнодорожных перевозок!
Вторая часть. "Что пошло не так?"
По сути, 3200 км трассы от Пекина, идущие по территории Китая, уже завершены. А вот российская часть пути так и не была начата. Первым планировалось запустить участок высокоскоростного пути Москва-Казань. А всю дорогу можно было запустить в эксплуатацию за 8-10 лет. Если бы строительство начали сразу же после анонса проекта в 2015 году, мы бы, возможно, уже имели возможность дёшево и быстро доехать до столицы КНР.
Однако, на пути встала иная проблема. А именно дороговизна проекта. Даже ветка от Москвы до Казани, по оценкам РЖД, обойдётся более чем в 1 трлн рублей (почти 1% текущего бюджета страны).
Кроме цены, палки в колёса проекту ставят и альтернативные варианты маршрута: через Каспийское Море и Кавказ, а также через Среднюю Азию и Иран.
Третья часть. "Какие перспективы?"
В целом, можно сказать, что проект не закрыт, а временно заморожен. Политическая ситуация в Европе и мире пока не располагает к созданию подобного скоростного маршрута. Однако, вариант прохода через Россию, всё ещё является самым жизнеспособным из возможных альтернатив "Нового шёлкового пути". Поскольку иные варианты, скорее всего, не будут реализованы ввиду многих факторов.
Так, против проектов-конкурентов играют: гораздо более нестабильная обстановка на Ближнем Востоке и в Средней Азии; большее количество участвующих в маршруте стран, которые сами не вытянут столь дорогой проект; сложный горно-пустынный ландшафт, не располагающий к строительству путей.
Так что, быть может, в 2033 году мы уже сможем насладиться путешествием до Пекина всего за 32 часа.
Артём Рудик