12 сентября (по старому стилю 30 августа) 1907 года произошло убийство… Илья Чавчавадзе был убит бандой наёмных убийц по пути из Тифлиса в Сагурамо (в селе Цицамури).
«Убийцы Ильи Чавчавадзе, если могли бы, убили бы и саму Грузию», — сказал Важа Пшавела. А Акакий Церетели добавил: «Как всей своей жизнью, так и мученической смертью Илья Чавчавадзе будет жить, пока живет сама Грузия».
Чавчавадзе - грузинский поэт, публицист и общественный деятель, националист и либерал, боровшийся за суверенитет Грузии. Одна из самых заметных национальных фигур Грузии начала двадцатого века.
Известно, что Илья Чавчавадзе вел активную политическую деятельность.
В свое время он получил образование юриста в Санкт-Петербургском университете. Но вследствие «студенческой истории» 1861 года молодому человеку пришлось уйти из учебного заведения.
В начале 1864 г. Илья Чавчавадзе получил должность помощника генерал-губернатора и отправился в командировку в Кутаисскую губернию. Князь должен был определить отношения крестьян и помещиков.
Последующие четыре года Чавчавадзе выступал мировым посредником в Тифлисской губернии. Также он работал судьёй в этом уезде до 1874 года. Помимо этого, Илья возглавил общество распространения грамотности среди населения Грузии. В 1906 г. поэта избрали членом Госсовета от дворянского сословия. На протяжении всей своей политической деятельности боролся за автономию Грузии. В связи с этим против князя выступали как члены РСДРП, так и власти Российской Империи.
Чей заказ?
В конце августа 1907 года Илья Чавчавадзе путешествовал вместе с женой Ольгой. Пара ехала в открытой коляске из Тбилиси в Сагурамо. Возле Цицамури их остановила банда Гиглы Бербичашвили, в которую входили вооруженные до зубов Имеретин, Иване Инашвили, Павле Апциаури, Георгий Хизанишвили. Чавчавадзе обратился к банде: «Не стреляйте, я Илья». На что Гигла ответил: «Именно поэтому мы и вынуждены открыть огонь». И тут же раздался звук выстрела.
Интересен факт активно распространяемого мнения одного из крупнейших докторов того времени господина Иашвили. И только его. Последний хоть и не был патологоанатомом или судмедэкспертом, а это очень важно в данном случае, но все же взял на себя смелость раскритиковать данные официального акта вскрытия. По мнению Иашвили, выстрел был произведён не спереди, а сзади. То есть огонь открыли из второй засады, о которой, предположительно, не знала и сама банда Бербичашвили.
Приговор
До сих пор считается, что убийство Чавчавадзе не было расследовано полностью. Тогда члены банды Бербичашвили оправдывались плохим состоянием собственного оружия и заявляли на суде, что «оно выстрелило само». Так же ими отрицалось наличие заказчика. Вдова поэта попросила суд сохранить жизнь разбойникам и почтить тем самым память супруга. Но, по решению «столыпинского трибунала», вся банда (кроме скрывшегося Имеретина) была казнена.
Версии
В настоящее время некоторые авторы, не знакомые с историей, считают убийцами князя большевиков и даже конкретно русских. Например, по мнению профессора Анны Гейфман, Илья Чавчавадзе во главе националистов вёл борьбу с социалистами-демократами. Последними руководил большевик Филипп Махарадзе. Его не устраивала критика их программы со стороны князя. Это сильно подрывало политические позиции большевиков. Гейфман считала главной причиной убийства Чавчавадзе его огромную популярность как человека и писателя. Всё это Анна переносила и на политическую деятельность Ильи Григорьевича, считая, что он уводил крестьян от радикального социализма.
На самом деле это не соответствовало действительности. Если бы профессор знала историю Грузии, то не сделала бы таких ошибочных выводов. Во-первых, националистами в те времена называли сторонников не Чавчавадзе, а его оппонента Николадзе. Во-вторых, социалисты-демократы не делились тогда на меньшевиков и большевиков. В-третьих, партия Ильи Григорьевича являлась маргинальной и не побеждала на выборах.
Были и другие версии. К примеру, социал-демократы считали организатором убийства тайную полицию. Мотивом же выступила антиправительственная позиция поэта и его борьба за отмену смертной казни.
Поэт и Народный защитник
Илья Чавчавадзе был интернационалистом. Он много лет защищал дискриминируемое армянское население Грузии. Порой ему приходилось рисковать ради этого собственной жизнью. Но поэт считал грузин единой пролетарской нацией, а князей – революционным авангардом. Несмотря на то что Чавчавадзе возглавлял Тбилисский земельный банк, он тоже относил себя к пролетариям, воспевая их в собственном творчестве. Так же Илья Григорьевич вёл борьбу против армянской, осетинской, русской, турецкой и т.д. буржуазии. В 1902 году в русском переводе появилась его статья «Армянские ученые и вопиющие камни». Она наделала очень много шума. В связи с этим против героя данной статьи выступила не только армянская буржуазия, но ещё и левые социал-демократы.
Товарищ Сталин о поэте
В 1895-1896 годах Илья Чавчавадзе возглавлял журнал «Иверия». Там он опубликовал семь стихотворений поэта Сосо. Тогда, еще учась в духовной семинарии, юный Сталин писал под этим псевдонимом. Творчество Чавчавадзе оказало большое влияние на будущего главу СССР. Сталин с определёнными оговорками тоже считал свой народ единой пролетарской нацией. Ведь его тезис об усилении классовой борьбы по мере прихода коммунизма и социализма распространялся на всех, кроме грузин. Давая интервью кинорежиссёру Михаилу Чаурелия, Иосиф Виссарионович назвал Чавчавадзе одним из самых значимых писателей на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.
Память
В СССР имя Ильи носил Батумский государственный драматический театр.
Изображение Ильи Григорьевича помещено на 20 лари.
В 1958 году почта выпустила марку, посвящённую Чавчавадзе.
Имя поэта было присвоено Университету культуры и западноевропейских языков.
Мемориальные музеи публициста открыли в селе Кварели (1937), в имении Ильи Григорьевича под названием Сагурамо (1951) и в Тбилиси (1957).