Трехкратная чемпионка России, бронзовая чемпионка мира, чемпионка Кубка мира по бальным танцам на колясках создала свою школу танца и открыла танцевальный клуб «РИЛ-ДАНС», где обучает людей с ограниченными возможностями здоровья. Практически всю свою жизнь Анастасия Василенко провела в инвалидной коляске, но это не помешало ей побеждать и вдохновлять.
С вальса мы и начали
Настя рассказывает, что в детстве никогда не ощущала себя «не такой, как все». Она училась в обычной школе, на равных общалась со сверстниками и не испытывала по этому поводу особых неудобств.
Моя инвалидность — следствие врачебной ошибки. Практически сразу после рождения, на 13-й день, мне ввели какой-то новый, малоиспытанный препарат, который дал побочные эффекты. Это был 1994 год, и никто тогда особо разбираться не стал, виновных не искали. Поставив неутешительный диагноз, врачи добавили при выписке: «скажите спасибо, что она вообще жить осталась…»
Первое знакомство с бальными танцами у Насти произошло, в общем-то, случайно. В 2008 году 12-летняя девочка вместе с мамой и младшим братом приехали в Белоруссию на оздоровительную базу отдыха под Минском, где функционировал спортивный комплекс.
Как-то проходя мимо зала, я решила туда заглянуть и буквально замерла, увидев картину: девушка на инвалидной коляске и молодой человек танцуют вальс. Я не могла поверить своим глазам: такое возможно? как у них это получается? И тут девушка на коляске подъехала ко мне и спросила: «Хочешь тоже попробовать танцевать?» Я, конечно, согласилась. В итоге Анна Горчакова, неоднократный чемпион Европы и мира по танцам на инвалидных колясках, стала моим первым и лучшим тренером. Именно она научила меня главным навыкам: правильно держать корпус, управлять руками, чувствовать музыку и даже умению падать с коляски «как следует». Оказалось, что самым сложным моментом для меня было понять, как группироваться при падении, чтобы не получить травму. Дело в том, что танцевальная коляска меньше по размерам, чем обычная, а колеса у нее скошены на 45 градусов, чтобы способствовать быстрому вращению. Еще у нее нет спинки, поэтому корпус надо держать постоянно. Как правило, такие коляски создаются индивидуально под каждого танцора и стоят дороже обычных.Надо сказать, что три недели, проведенные под Минском, перевернули мою жизнь. Я поняла, что танцы — это мой путь и дело, которым я хочу заниматься. Я осваивала азы, усиленно тренировалась и, когда что-то не получалось, задерживалась до позднего вечера, отрабатывая движения вновь и вновь. Мне больше всего понравился вальс — с него мы и начали…
Поддержка — в семье
По возвращении в Москву Настя с мамой начали искать подобную школу танцев. Тогда-то и случилось ее знакомство с благотворительным фондом «Филантроп», где обучали бальным танцам на колясках. Спустя несколько лет она и сама стала тренером.
В фонде я встретила своего второго преподавателя. Но, к сожалению, он оказался противоположностью Анны. Ирина не хотела работать со мной как со своей ученицей. Все тренировки в основном я проводила сама и создавала свои танцевальные постановки. Пересматривала диснеевские мультики — и искала в этих мелодиях, в «мультяшных» движениях героев идеи для собственных движений. Несмотря на отсутствие необходимого наставника, я смогла продолжить занятия бальными танцами и, более того, добиться успехов. Не люблю хвастаться своими титулами, но у меня длинный список наград, которые я получала в паре с партнерами, а их у меня было четверо. Успех для всех бывает разный. Для меня успех — это то, что свои вершины я покоряла самостоятельно. Безусловно, неоценимую помощь я получила от мамы, именно она всегда направляла и мотивировала. Мама стала для меня всем: мамой, подругой и тренером. Для меня это была самая большая поддержка: выходя на паркет, я всегда думала о своей семье.
Когда Насте исполнилось 18 лет, она поступила на первый курс Московского государственного психолого-социологического университета.
Тогда же мне предложили самой преподавать в «Филантропе». Сначала я очень обрадовалась, но потом, увидев, что мне предстоит учить танцевать людей, болеющих ДЦП в сложной форме, испытала шок. Чтобы заниматься танцами, нужны нормально функционирующие голова, руки и корпус. Да и ученики были очень разными, в том числе с проблемами психики. Возраст у них тоже разный, от 17 до 35 лет, одни — с сохранным интеллектом, другие — нет. Каждый требовал особого подхода, поэтому первые несколько недель мы с ними налаживали контакт, общались, я узнавала, что они любят, чем увлекаются, и только потом перешла к их обучению бальным танцам. Тогда мне очень помогли мои познания в психологии. Я смогла найти «ключик» к каждому ученику, и у нас до сих пор прекрасное взаимодействие, многие и сейчас выигрывают на чемпионатах.
Настя отмечает, что занятия танцами для человека на инвалидной коляске — это реабилитация для всего организма. Но заниматься тяжело.
Первое время тренировки занимали у меня по пять-шесть часов в день, потом перешла на более щадящий режим: три-четыре часа. Мышцы ужасно болели, приходилось полностью перестраиваться не только физически, но и морально: настраивать себя на работу, когда идти на тренировку совсем не хочется. Понимаешь, что поблажек себе давать нельзя. Но скоро тело привыкло к нагрузкам и ежедневному расписанию. Начав заниматься танцами, я стала более дисциплинированной, поняла, что если идти к своей цели, то можно состояться как личность, реализовать себя как спортсмен. У меня появилась цель! Еще мне было очень приятно, что мной гордятся родные.
Танцы открыли мне мир
Первое серьезное выступление состоялось у Насти, когда она еще имела небольшой танцевальный опыт. Говорит, что переживала страшно, в первую очередь из-за неизвестности: не понимала, как все будет происходить.
Я начала заниматься танцами летом, а уже осенью случилась победа на моем первом чемпионате! Мы с партнером заняли второе место, что было очень неожиданно и очень приятно. А вот, пожалуй, самое ответственное выступление у меня было на Кубке мира в 2016 году. Победить в нем удалось в том числе благодаря характеру. Чтобы попасть в сборную по бальным танцам на колясках, пришлось пройти несколько этапов, выиграть Открытый московский чемпионат. Именно на нем тренеры сборной России отобрали и пригласили нас с партнером в сборную. В итоге мы оказались на первом в своей карьере Кубке континентов (сейчас он называется Кубком мира). Очень запомнилось выступление на Камчатке, куда мы прилетели с моим партнером Кириллом Кирюханцевым. Нас увидели на каком-то соревновании и пригласили там выступить в качестве приглашенных звезд. До сих пор помню, как после восьмичасового перелета перед нами вдруг открылась невероятная красота: горы, снег, океан… Можно сказать, что танцы открыли мне мир: благодаря участию в чемпионатах я объездила более десяти стран. Была в Китае, Италии, Польше, Сербии, Германии и др. Конечно, на всю жизнь мне запомнился момент, когда мы вместе со сборной участвовали в церемониях открытия и закрытия Паралимпийских игр в Сочи 2014 года.
«РИЛ-ДАНС» — новая ступень
Настя говорит, что танец для нее — это работа и труд, а главный принцип — относиться к своей работе максимально профессионально: каждый танец ты должен под себя адаптировать, вне зависимости от того, нравится он тебе или нет.
Конечно, как и любой вид спорта, танцы индивидуальны, поэтому программа подбирается и рассчитывается под каждого спортсмена с учетом всех нюансов, — делится Анастасия. — На будущее у меня очень много идей и проектов. Так, буквально недавно я стала руководителем танцевального клуба «РИЛ-ДАНС». К этому я шла довольно долго, а подтолкнуло одно не очень приятное событие. В октябре прошлого года мне пришлось лечь в Боткинскую больницу на операцию, которая в этот раз прошла тяжело, несколько дней я находилась буквально в пограничном состоянии. Но когда пришла в себя, то решила обязательно осуществить свою мечту — создать клуб, свою команду.
До этого Настя была приглашенным тренером фонда «Открытый мир».
Моей задачей было поставить три показательных танца девушкам на обычных бытовых колясках. Чтобы убедить людей в том, что инвалидность — не приговор, а стимул поверить в свои силы, сотрудники фонда задумали танцевальный перформанс на улицах Москвы. Вскоре после этого было принято решение отправить шестерых наших девушек, включая меня как тренера, поучаствовать в чемпионате России в Санкт-Петербурге. Но за такое минимальное время подготовки занять какие-то призовые места, да еще и не на танцевальных колясках, было сложновато. В итоге — 14-е место из 16. Но мы не расстроились, поняли, над чем предстоит работать. К сожалению, на этом этапе мое сотрудничество прекратилось, но дружба и планы на будущее с ученицами — остались. Некоторые девушки продолжали мне писать, созваниваться, выражали желание продолжать танцевать, добиваться успехов.
Еще лежа в больнице, Настя, как «Мисс грация — 2017», получила приглашение стать гостем ежегодного конкурса красоты среди лиц с ОВЗ.
Я поняла, что, несмотря ни на что, приеду! Я обратилась за советом к Олегу Дмитриевичу Подкосову, моему настоящему спасителю с 14 лет и лечащему врачу. И уже утром, только сняв швы, я отправилась к визажисту, а вечером, на коляске, — на конкурс. Там я увидела много девушек — своих учениц, и мой внутренний голос сказал мне: Настя, действуй! В наш танцевальный клуб сразу вошли три мои ученицы, а вот партнеров пришлось искать буквально по объявлениям. К кастингу я подошла очень тщательно: нужно было найти не просто хороших танцоров, но тех ребят, которые совпали бы с девушками по менталитету, характеру, были бы с ними на одной волне. Вскоре в моем коллективе клуба появилось еще трое мужчин: тренер по ОФП и постановке латиноамериканской программы Илья Колебакин, тренер стандартной европейской программы Александр Ляпин и менеджер клуба — Владислав Еремеев. Они стали буквально моей опорой. Сегодня мы готовимся к чемпионату России с очень необычным номером «50 оттенков серого» — о взаимной любви и ненависти, горячих чувствах и бьющихся сердцах. Я горжусь тем, что каждая из моих учениц смогла раскрыться по-новому. Танцы помогают им изменить отношение к самим себе, и тогда ограниченные возможности на поверку оказываются абсолютно неограниченными. Если человек привык думать, что он инвалид и у него ничего не получится, его трудно переубедить. Но благодаря танцам никого переубеждать не надо: люди сами начинают осознавать, что способны на многое!
Текст: Татьяна Бутурлина.
Фото: Александр Скворцов.
Фото с чемпионата России 2023 по танцам на колясках в Санкт-Петербурге Максима Романенко.
Досье
Паралимпийский вид спорта — спортивные бальные танцы на колясках, по официальной версии Международного паралимпийского комитета, делятся на категории 1-я или 2-я (по тяжести травмы инвалида), на стили «комби» (стандарт и латина) или «дуэт (дуо)» и на программу исполнения — латина (латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв) и/или европейскую (вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп).
Впервые такие танцы появились в Великобритании в конце 1960-х годов как средство реабилитации инвалидов опорно-двигательного аппарата, а к середине 1970-х уже распространились по всей Европе. В 1997 году прошли официальные международные соревнования (чемпионат Европы) в Швеции. Чемпионат мира состоялся в Японии в 1998 году. В 1997 году танцевальный вид спорта появился в России и Белоруссии. В бальных танцах на колясках акцент сделан на руки. На первый план выходит не техника, а умение почувствовать мелодию и передать то, что ты ощущаешь. Танцовщицы могут выразить руками свои эмоции, грусть и радость. Коляска для них — не ограничение для танца, а возможность найти новые грани движений.
Больше историй вы найдете в журнале "Я Могу". Подпишитесь на печатную версию журнала "Я Могу" на сайте Почты России: подписной индекс ПК 311