Далеко за пределами России знают сине-белую русскую народную роспись. Преданные мастера бережно хранят традиции XVIII века, вручную создают гжельские шедевры, которые являются одним из самых узнаваемых русских брендов.
Издревле Гжелью называли территорию, которая недалеко от Москвы объединила 27 деревень. До XVIII века здесь только добывали ценные виды глины и изготавливали посуду, кирпич, гончарные трубы и другие изделия. В 1740-х годах из местной глины впервые были изготовлены фарфоровые изделия, а в начале XIX века гжельские мануфактуры стали выпускать посуду из фаянса. Для новой продукции потребовалось изменить технологию обжига и глазурования. Для росписи выбрали кобальт (синюю краску), так как он лучше других переносит высокие температуры.
Жителей гжельских деревень можно назвать родоначальниками фарфорового ремесла, так как все новые и смелые идеи по работе с фарфором появлялись и впервые реализовывались именно здесь Сейчас промысел «Гжель» имеет несколько вариаций. Самый известный вид росписи, который узнают в странах Мира, – традиционный. Сюжеты гжели навеяны окружающей природой. Мастера используют специальный состав, изготовленный на основе оксида кобальта. Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают при 1400 градусах, после чего глазурь становится прозрачной. В рисунках кобальт используется более чем в 20 оттенках.
Помимо традиционного вида промысла, существуют виды «надглазурная Гжель», «глухой кобальт» и «костяной фарфор». Надглазурная роспись – самая трудоемкая. Цветные краски наносятся поверх глазури, после чего обжигать изделие нужно 3-4 раза. Глухой кобальт – это зеркальное отражение классической гжели. Вся поверхность предмета покрывается кобальтом, а рисунок наносится поверх белой краской. Костяной фарфор считается самым изысканным видом. Он представляет собой белоснежную посуду с золотым орнаментом. Главное правило гжельской техники росписи – исключительно ручное исполнение рисунка.
Ранее мы рассказывали о самых необычных океанариумах России