В центре Сортавалы есть достаточно интересный памятник, не имеющий надписей на постаменте. Скульптура изображает бородатого пожилого мужчину, сидящего на медвежьей шкуре и держащего на коленях музыкальный инструмент кантеле. Это Памятник рунопевцу, созданный финским скульптором Алпо Сайло и установленный в 1935 году.
Рунопевцами называли народных музыкантов, исполнявших руны - традиционные эпические песни карел, финнов, эстонцев и некоторых других прибалтийско-финских народов. Но особенно прославились рунопевцы карельские. Именно их руны послужили основой карело-финского эпоса "Калевала", составленного в 19 веке финским фольклористом Элиасом Леннротом.
В 19 - начале 20 веков Финляндия переживала всплеск интереса к карельской культуре. Преимущественно крестьянскую карельскую культуру финская интеллигенция рассматривала как в каком-то смысле прообраз финской культуры, сохранивший свои естественность и природность. Так что искусство карельских рунопевцев того времени привлекало значительное общественное внимание.
В начале 20 века Сортавала была одним из центров Финской Карелии, а также городом, в окрестностях которого еще были места, где крестьяне по-прежнему пели руны. Здесь нужно отметить, что искусство рунопевцев имело очень древние, еще дохристианские корни, сохранялось основном в деревнях и постепенно, но неуклонно забывалось по мере урбанизации и отхода от традиционного уклада жизни. Поэтому регионы, где живая традиция исполнения рун еще не ушла в прошлое, в начале двадцатого столетия в Финляндии ценились особо.
Именно по этой причине в Сортавале четырежды, в 1896, 1906, 1926 и 1935 годах, проводились Всефинляндские праздники песни. Как раз к празднику 1935 года, приуроченному к столетию со дня первого издания "Калевалы", в центре городка и появился Памятник рунопевцу.
Основным прототипом памятника стал карельский рунопевец Петри Шемейкка (1825 - 1915 гг.). Он был уроженцем деревушки Шемейкка прихода Суйстамо, расположенного недалеко от Сортавалы. Опытный охотник, ходивший даже на медведя, Петри был также и талантливым музыкантом-рунопевцем. Профессионально музыке Петри, бывший простым крестьянином, нигде, разумеется, не учился, а руны узнал ещё в детстве от отца и деда.
В 1892 году с ним встретился известный финский композитор Ян Сибелиус, высоко оценивший исполнительское мастерство карельского рунопевца. Но особую известность Петри Шемейкке принесло участие в песенном фестивале в Хельсинки в 1900 году, на котором он выступал вместе с двоюродным братом Ииваной (Иваном) Шемейккой. После этого в деревню к Петри стали приезжать из Хельсинки деятели культуры и искусства, которые хотели лично познакомиться с "карельским Вяйнямейеном".
Дело в том, что Петри Шемейкка не только был талантливым рунопевцем, но ещё и обладал очень импозантным внешним видом, напоминавшим главного персонажа «Калевалы» и первого рунопевца Вяйнямейнена. Его обычно представляли именно таким: высоким и могучим седобородым старцем, играющим на кантеле. А Петри Шемейкка именно так и выглядел, да и на кантеле играл прекрасно.
Скульптор Алпо Сайло, увлеченный карельской культурой и калевальской тематикой, познакомился с Петри Шемейккой в 1908 г. Впоследствии он вспоминал: «Его облик меня поразил и напомнил скульптуру гениального Леонардо да Винчи». После этого Сайло совершил еще немало поездок по Карелии и встречался со многими рунопевцами, но образ Петри Шемейкки, первого встреченного им сказителя, произвел на него самое глубокое впечатление и впоследствии лёг в основу собирательного образа для Памятника рунопевцу в Сортавале.
Идею создать памятник рунопевцам Карелии Алпо Сайло высказал еще в 1916 году, спустя год после смерти Петри Шемейкки, но осуществить ее удалось далеко не сразу. Контракт со скульптором на установку памятника администрация города Сортавала заключила в начале 1933 года. Средства на создание памятника в размере 250 тысяч финских марок были найдены из нескольких источников: часть их была получена по завещанию первого бургомистра Сортавалы Карла Густава Берга, часть составили доходы от проведения Всефинляндского праздника песни 1926 года, было много и пожертвований частных лиц.
Открытие памятника состоялось 29 июня 1935 года. Сама скульптура была отлита из бронзы и водружена на гранитный постамент. Памятник рунопевцу установили ночью, накрыв специальной тканью, а в 12:30 дня произошло его официальное открытие. Таково было пожелание Алпо Сайло. Единственное, что так и осталось задумкой автора, это надпись на постаменте памятника: «Katselen menyttää aikaa, Näen tulevat ajat, Niillä ymmärrän nykyhetken» (перевод с финского: «Я смотрю в прошлое, вижу будущее и через это понимаю настоящее»). Высота памятника вместе с постаментом составила 4,05 метра.
Сквер на площади, где установили памятник, был оформлен по проекту известного выборгского архитектора Уно Ульберга. Сама площадь впоследствии получила название Площади Вяйнямейнена, чтобы подчеркнуть ее связь с калевальской тематикой, привнесенной появлением Памятника рунопевцу.
С тех пор прошло немало лет, многое изменилось, изменились границы и даже государственная принадлежность самого города Сортавала. Но Памятник рунопевцу, вобравший в себя одновременно образы мифического Вяйнямейнена и вполне реального сказителя Петри Шемейкки, по-прежнему стоит на своем месте, являясь визитной карточкой этого маленького, но такого необычного и уютного приладожского городка.
М.С.
Если статья понравилась, подписывайтесь, комментируйте и ставьте лайки 😊