Все заметки о путешествии по 6-ти странам Европы. Воспоминания «докарантинных» времён.
Марсель, в котором мы провели целый день и две ночи и который покидаем этим утром, был самой дальней точкой нашего путешествия. С того момента, как наша группа погрузилась в автобус и покинула пределы гостеприимного и уютного отеля Camponile, начался обратный отсчет. Теперь километр за километром мы приближаемся к дому.
Наш обратный путь пролегает по другому маршруту, в сторону от живописного побережья Средиземного моря через континентальную Европу. Мы все очень ждём встречи с респектабельной Швейцарией, но до неё еще несколько сотен километров, а пока мы на территории Франции и держим путь в сторону одной из жемчужин исторического и культурного наследия. Это маленький городок с огромным количеством музеев и невероятным числом достопримечательностей прямо под открытым небом, который называется Арль.
Туристам из стран бывшего СССР этот городок, расположенный всего в 70 километрах от Марселя, практически не известен. Здесь нет фешенебельных отелей, шикарных пляжей, шумных ночных клубов и эротических шоу, здесь не устраивают гонки Формулы I и не проводят многонедельные карнавалы, не продают наркотики и не устраивают кровавую корриду, здесь нет небоскребов и современных деловых центров. Арль — это тишина, медлительность и провинциальная простота.
— А что там в этом вашем Арле?
— Арль — это старинный город, в котором находится большое количество исторических и культурных достопримечательностей, там очень много музеев.
— Ой, ну это скучно. Такого добра везде навалом, а мы в Европу хотим!
Почему-то достаточно долго жители бывшего СССР воспринимали только два образа Европы: «увидеть Париж и умереть» или «мы шикарно отдохнули на побережье». Поездка в глубинку определялась коротко: «не круто» или иначе «странный выбор». В такие города отправлялись не многие, и совсем напрасно. По-моему, именно там и есть Европа. Не та, которая видна из окна туристического автобуса на скорости 90 км в час, а настоящая, реальная, аутентичная.
Итак, Арль — это традиционно французский и очень живописный провинциальный городок с населением всего около 6000 человек, который приютился на берегах реки Роны чуть южнее знаменитых виноградников Cote-du-Rhone. Его древняя история ведет начало от 800 годов до Рождества Христова. В те времена долина Роны выглядела несколько иначе: река была значительно глубже, а побережье морского залива на 50 километров ближе.
Тогда город располагался на оживленном торговом пути и являлся крупным морским портом равным по значению самому Марселю. Сегодня об этом напоминают лишь остатки крепостных стен да полуразрушеный амфитеатр.
Во времена расцвета Арля этот амфитеатр, выстроенный Флавием в I веке нашей эры, вмещал в себя без малого 20 тысяч зрителей. Кроме амфитеатра здесь сохранился Римский античный театр, а также части городской стены, термы Константина I и другие античные постройки. В 1981 году все эти памятники были причислены к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Особой популярностью у туристов пользуется Античный музей Арля, ставший знаменитым после того, как в нем расположилась уникальная коллекция Римских Христианских саркофагов и скульптур.
В какой-то степени Арль можно считать колыбелью европейского христианства. В 300-х годах здесь проходил один из консилиумов крупнейших представителей христианской церкви тех времен. Здесь же 7 августа 314 года у императора Константина родился сын — Константин II. При Константине II в Арле собирается еще один крупный консилиум представителей христианской церкви.
В те времена в городе было более 10 христианских церквей, большинство из которых разрушены во времена падения Римской империи и череды страшных трагедий, обрушившихся на город после V века.
Сегодня на главной площади города рядом с мэрией расположен Собор Святого Трофима, который первоначально был построен на месте раннехристианской базилики IV века, но за свою историю несколько раз перестраивался и достраивался.
Сегодня церковь Святого Трофима — это действующий католический собор, ценный образец романской архитектуры, украшенный снаружи каменными скульптурами, а внутри старинными гобеленами. Начиная с 1981 года Собор Святого Трофима входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.