Найти в Дзене
Сериалопедия

«Черное зеркало»: объяснение эпизода «За морем» и смысл финала

«Не делай добра – не получишь зла!» – именно такой слоган должен быть у 3-й серии 6-го сезона «Черного зеркала», получившей название «За морем». Как и остальные эпизоды сериала, «За морем» таит в себе множество смыслов, некоторые из них лежат на поверхности, а за другими придется нырнуть поглубже. Давайте разберем все из них! Предлагаю кратенько пробежаться по сюжету, чтобы иметь лучшее представление о последующем содержании этой статьи. Действие развернулось в альтернативном 1969 году. Дэвид Росс и Клифф Стэнфилд бороздили просторы вселенной в космической экспедиции. Но благодаря новейшим технологиям, они могли проводить большую часть времени на Земле. Происходило это за счет переноса сознания из физического тела (которое корабль не покидало) в специально созданную робо-версию космонавтов, которая находилась на родной планете. «Присутствовали» в настоящих телах парни только по пятницам для занятий физкультурой и во время внештатных ситуаций с кораблем. Но если бы все было так радужно,
Оглавление
«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид и Клифф)
«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид и Клифф)

«Не делай добра – не получишь зла!» – именно такой слоган должен быть у 3-й серии 6-го сезона «Черного зеркала», получившей название «За морем». Как и остальные эпизоды сериала, «За морем» таит в себе множество смыслов, некоторые из них лежат на поверхности, а за другими придется нырнуть поглубже. Давайте разберем все из них!

Сюжет «За морем»

«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид и Клифф)
«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид и Клифф)

Предлагаю кратенько пробежаться по сюжету, чтобы иметь лучшее представление о последующем содержании этой статьи.

Действие развернулось в альтернативном 1969 году. Дэвид Росс и Клифф Стэнфилд бороздили просторы вселенной в космической экспедиции. Но благодаря новейшим технологиям, они могли проводить большую часть времени на Земле. Происходило это за счет переноса сознания из физического тела (которое корабль не покидало) в специально созданную робо-версию космонавтов, которая находилась на родной планете. «Присутствовали» в настоящих телах парни только по пятницам для занятий физкультурой и во время внештатных ситуаций с кораблем.

«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид и Клифф)
«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид и Клифф)

Но если бы все было так радужно, то это было бы не «Черное зеркало». Семья Дэвида подверглась жестокому нападению сектантов в собственном доме. Сам астронавт в это время был в своей робо-версии и не только застал происходящее, но и лишился своего земного техно-тела. Эти события и стали стартовой точкой для развития сюжета «За морем».

Дэвид впал в жесточайшую депрессию, что было ожидаемо. И тут на сцену вышли Клифф с женой Ланой. Они разрешили Дэвиду ненадолго вернуться на Землю, переместив его сознание в оболочку Клиффа. В знак благодарности мужчина предложил нарисовать дом Стэнфилдов, но тут скрывалась та самая ложка дегтя – мужчина должен был находиться в «теле» Клиффа. В общем-то, все сошлись на том, что это не так уж страшно: сам Клифф будет заниматься физ-рой на космическом корабле, а Дэвид – рисовать на Земле.

«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид в теле Клиффа танцует с Ланой)
«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид в теле Клиффа танцует с Ланой)

Все шло довольно-таки гладко, пока художник-астронавт не положил глаз на жену своего коллеги. Лана, вроде как, дала ему от ворот поворот, но Клифф узнал о грязных мыслишках Дэвида. Сначала оскорбленный муж устроил разнос коллеге, а потом уже и домашним. Как мы знаем, художника обидеть может каждый…

А Дэвид обиделся и отомстил. Он заманил Клиффа на корабль, якобы что-то вышло из строя. Пока тот летал в космосах, художник-астронавт метнулся кабанчиком на Землю, расправился с семьей Клиффа и вернулся обратно. Естественно, Джесси Пинкман Клифф обо всем догадался, вернулся в робо-тело и удостоверился в совершенном его коллегой кошмаре. И остались Дэвид с Клиффом только вдвоем на просторах необъятного космоса.

При чем здесь море

«Черное зеркало»: «За морем» (семья Росс)
«Черное зеркало»: «За морем» (семья Росс)

Название серии, «За морем», уже ставит перед нами интересную загадку. Казалось бы, при чем здесь море, если сюжет рассказывает нам о конфликте двух астронавтов? Конечно, можно предположить, что это метафорическое сравнение космоса и моря, но настоящий ответ кроется в музыке! Например, в самый трогательный и нежный момент танца Дэвида со своей женой, Джессикой, звучит песня Шарля Трене «La Mer», что в переводе с французского и есть то самое море. Эту же песню мужчина включил во время ухаживаний за Ланой, женой Дэвида. Но существует и еще один нюанс.

В оригинальной английской версии эпизод именуется «Beyond the Sea», что является прямой отсылкой к хиту Бобби Дарина с аналогичным названием. Который, кстати, был своеобразной переделкой «La Mer» Трене. Эта композиция впоследствии стала саундтреком ко многим фильмам, в числе которых «Аполлон-13» с Томом Хэнксом, действие которого также начинается в 1969 году.

«Черное зеркало»: «За морем» (Клифф в космосе)
«Черное зеркало»: «За морем» (Клифф в космосе)

В тексте песни Бобби Дарина рассказывается о мужчине, который отправился в дальнее плавание и которого ждет возлюбленная. Интереснее всего строки:

«It's far beyond the stars
It's near beyond the moon
I know beyond a doubt
My heart will lead me there soon»

В них говорится, что его любовь находится «где-то за пределами звезд, где-то недалеко от луны», и мужчина не сомневается, что скоро сердце приведет его туда.

Но еще в контексте нашего с вами разбора имеет ценность окончание песни:

«We'll meet (I know we'll meet) beyond the shore
We'll kiss just as before
Happy we'll be beyond the sea
And never again I'll go sailing
No more sailing
So long, sailing
Bye, bye, sailing
Move on out, captain...»

Мужчина поет о том, что после встречи на берегу, за морем он будет счастлив со своей возлюбленной, и больше не будет никаких плаваний. В завершении он говорит: «Двигайся дальше, капитан…», то есть «продолжай жить».

«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид с Джессикой)
«Черное зеркало»: «За морем» (Дэвид с Джессикой)

Таким образом, 3-я серия 6-го сезона «Черного зеркала» стала своеобразным переосмыслением сюжета песни Бобби Дарина «Beyond the Sea». Как и герой композиции, Клифф с Дэвидом мечтали однажды вернуться к своим любимым. Но, несмотря на произошедшие трагичные события, им придется жить дальше, на что прямо указала последняя сцена серии «За морем».

Сектанты и бейсбол

«Черное зеркало»: «За морем» (Джессика и сектанты)
«Черное зеркало»: «За морем» (Джессика и сектанты)

Как уже упоминалось, точкой отсчета истории «За морем» стало нападение сектантов на семью Дэвида. И, скорее всего, вы заметили, что эта сцена очень напоминает… нападение «семьи» Чарльза Мэнсона на Шэрон Тейт!

В 1969 году 4 человека из секты Чарльза Мэнсона, которую он прозвал «семьей», напала в Лос-Анджелесе на актрису и жену Романа Полански, Шэрон Тейт. Она, будучи беременной, находилась дома вместе с друзьями, сам муж в это время отсутствовал. «Семья» жестоко расправилась со всеми людьми в доме, оставив кровавые послания на стенах. Этот инцидент стал настоящим потрясением для жителей города и попал в общенациональные новости.

«Черное зеркало»: «За морем»
«Черное зеркало»: «За морем»

Вероятно, сектанты из «Черного зеркала» своими зверствами хотели добиться похожего эффекта. Как мы узнали из серии, они боролись против реплик, которые помогали космонавтам фактически продолжать обычную жизнь во время дальних полетов. За счет Дэвида и его семьи сектанты пытались сделать громкое заявление и привлечь внимание общественности к тому, что использование робо-тел – это противоестественно и идет вразрез с природой. Однако достичь своей цели им не удалось, газеты уделили больше внимания самой трагедии, а убийц окрестили всего лишь «группой хиппи».

Есть и еще один интересный момент. Когда на Каппу (главу сектантов) битой замахнулся Дэвид, то он выдал следующее:

«Каждый в этот миг смекал, войдя в угар
Кейси с битой, и ему держать удар»

Это часть из баллады автора Эрнеста Лоуренса Тайера «Кейси держит удар». В ней рассказывается о горе-бейсболисте, которого все считали героем и чемпионом, но в самый ответственный момент он пропустил 3 мяча и опозорил свою команду.

«Сумеречная зона» (1959): «Могучий Кейси»
«Сумеречная зона» (1959): «Могучий Кейси»

Это произведение было выбрано не только из-за бейсбольной биты. В сериале «Сумеречная зона» (1959 года) есть серия «Могучий Кейси». Она является переосмыслением произведения Э.Л. Тайера. В ней рассказывается о том, что менеджер бейсбольной команды берет для игры робота Кейси. Но Национальная лига противится такому решению, так как Кейси не является человеком. Создатель робота-бейсболиста устанавливает ему искусственное сердце. После этого у Кейси появляются эмоции, он решает, что будет несправедливо играть с людьми, поэтому уходит из команды и устраивается на социальную работу.

Получается, что кусок стиха из «Кейси держит удар» – это не столько отсылка к знаменитой балладе, сколько к 35-му эпизоду «Сумеречной зоны».

Объяснение финала

«Черное зеркало»: «За морем» (Клифф и Дэвид)
«Черное зеркало»: «За морем» (Клифф и Дэвид)

Клифф нашел откровенные рисунки Ланы и пошел разбираться с Дэвидом. И если претензии Клиффа очевидны и понятны, то последующие поступки его коллеги на первый взгляд могут показаться дикими и неразумными, но им есть объяснение.

Клифф предъявил Дэвиду за слишком непотребные рисунки его жены. Дэвид старался оправдаться, говоря, что это всего лишь его фантазии, а сам он запутался. Космонавт говорил правду. В какой-то момент он действительно стал путать свою жизнь и жизнь Клиффа. Это было видно по тому, как Дэвид пытался из Ланы сделать свою жену, Джессику. Те же ухаживания, те же жесты, та же музыка. Момент, когда мужчина ударил Генри, сына Клиффа, откровенно показал, насколько две реальности смешались у него в голове. Но коллега не желал его слушать.

«Черное зеркало»: «За морем»
«Черное зеркало»: «За морем»

Дэвид разозлился на Клиффа за то, что он не ценил Лану, Генри и все, что у него было. Ему стало обидно, что дорогих ему людей, о которых он заботился, в которых он вкладывал душу, у него забрали самым вероломным образом. И Дэвид решил наглядно показать Клиффу, что он испытывает. Именно поэтому он и расправился с семьей Стэнфилд.

Когда Клифф увидел, что стало с его женой и ребенком, сама сцена начала крутиться, показывая, что теперь мир Клиффа никогда не будет прежним – все у него встало с ног на голову. И когда мужчина вернулся в свое настоящее тело, пришел к Дэвиду, тот встретил его взглядом, говорящим: «Вот теперь ты действительно понял. Теперь мы в одной лодке.».

Прочитали статью? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - впереди много нового и интересного! 😉

Еще по теме:

«Черное зеркало»: объяснение эпизода «Обычные люди» и созависимость по подписке
ПСИнквизиция22 апреля