Сегодня мы снимаем лагерь и собираем рюкзаки. Начинается пешая часть нашего путешествия - вокруг Соловецкого острова.
Встали мы в 9 утра. Это был единственный поздний подъем за все время пребывания на Соловках. В остальные дни мы вставали намного раньше, однажды даже в 5 утра. Но об этом расскажу позже )
Сегодня у нас по плану путь длиной в 16 км, до озера Большое Угольное.
На третий день нашего путешествия погода решила нас порадовать! Выглянуло солнце, и, о чудо, не было дождя!!! К тому же заметно потеплело. Так что не надо было надевать на себя кучу слоев одежды )
А ведь еще вчера вечером было вот так:
А с этого места открывается прекрасный вид на монастырь! Если убрать туман ))
Часть пути пролегает по когда-то проходившей здесь узкоколейной дороге. В память о событиях тех лет и людях, принимавших участие в ее строительстве, установлен крест.
Сеть железнодорожных путей сообщения была построена на Большом Соловецком острове в лагерный период для перевозки грузов и заключенных. Первоначально рельсовая узкоколейная дорога протяженностью 4,5 версты появилась в 1923 г. для ручной подачи вагонеток, спустя год на ней начали использовать паровозы. В 1924–1926 гг. железнодорожные ветки пролегли до Перт-озера и Кирпичного завода. В 1929 г. была запущена последняя ветка – Кремль-Филимоново, связавшая центр управления лагеря с торфоразработками. Последний раз железная дорога упоминается в официальных документах в конце 1931 г. По-видимому, ее тогда же разобрали и в 1932 г. вывезли на строительство Беломорско- Балтийского канала.
Сейчас уже конечно сложно догадаться о ее существовании. Так эта дорога выглядит в наши дни:
Доходим до развилки. Здесь мы оставляем рюкзаки и сворачиваем в сторону, до таблички, которая указывает на узкую тропинку.
Выглядит кладбище совсем иначе, нежели то, к чему мы привыкли. Вместо надгробий импровизированные кресты из досок и веток, обмотанные веревками.
К половине шестого вечера мы дошли до Озера Большое Угольное. Здесь мы поставим лагерь для ночевки.