Как только не называют круглые вязаные коврики: "деревенский кружок", "бабушкин кругляш", а кто-то использует для них экзотическое наименование "мандала". Их можно увидеть в храме и в музее, на даче и в этноотеле, в кинофильме и на сцене театра. Эти коврики, любовно связанные вручную из лоскутков и отслуживших свое вещей - важный символ домашнего тепла и уюта. Стоит ли удивляться, что мы часто встречаем их на картинах?
Андрей Подшивалов - наш современник, родился в 1968 году, пишет сельские пейзажи и жанровые сцены. Но посмотрите, даже пейзажные полотна не обходятся у него без связанного крючком кружка. Деревенские женщины полощут белье на мостках, а какой простор за их спинами! Неброский, неяркий и - полный внутренней силы и покоя.
А вот еще одна его картина. Два поколения семьи что-то обсуждают во дворе, и над ними как обереги - сушатся на протянутой веревке узорные кругляши, да не простые полосатики, а с вывязанным орнаментом.
Картины Владимира Гусева, другого нашего современника, более камерны и красочны. Вот небольшое по размеру, всего 50х40 см, полотно "Завтрак".
Девочка в обрезанных джинсах сидит на ступеньке крыльца старого дома и кормит щенка. А на крылечке - правильно, круглый коврик!
Художница Юлия Бакаева написала в 2017 году красочную, немного нарочитую картину о быте мордовской деревни и - не забыла круглый коврик. Так что не думайте, что это явление только русской культуры.
Продолжение следует...