Всем доброго времени суток!!!
Продолжаю перечитывать классику по школьной программе. Очень хорошо помню свои эмоции, и совсем не помню, что нам рассказывал учитель.
Аннотация. "Герой нашего времени"(1840) по праву считается первым психологическим романом в русской литературе. В основе повествования - история жизни главного героя, Григория Печорина. Произведение состоит из пяти частей, расположенных не в хронологическом порядке, однако в этом есть своя логика. Писатель постепенно начинает погружать читателя во внутренний мир его героя, циника, прожигателя жизни, ни во что не верящего, противоречивого и неоднозначного. При все при этом "Герой нашего времени" - это и философское произведение, ставящее перед читателем важнейшие вопросы о смысле жизни, о роли фатума; это еще и любовный роман, увлекательный, волнующий и трагический. Написанный в позапрошлом веке, "Герой нашего времени" не теряет своей актуальности, потому что в каждом поколении есть свои герои, свои Печорины, свои "Лишние люди".
Очень хорошо помню, как мне понравилось это произведение. И оно из тех немногих, которое я прочла с большим интересом. Но в том возрасте было мало что понятно, и вообще, я искренне не понимаю, почему такая литература входит в обязательную школьную программу. Возможно раньше учителя и уделяли пристальное внимание своему предмету, но вот лично мне не повезло. Мой учитель русской литературы редко когда что -то объясняла. Например "Войну и мир" мы вообще смотрели фильм. На первом месте программа, и как бы от нее не отстать, а потом уже только школьники со своими головами, в которые нужно вложить что успеют.
Сейчас, спустя много лет, перечитав это произведение, мне совершенно понятно, почему дети не любят русскую литературу. А кому понравится читать нудятину прошлого столетия, когда вокруг столько современно и интересного. Пора наверное уже пересмотреть программу школьной классики.
Григорий Печорин. "Герой", который есть и в наше время. Смысл жизнь сводиться к тому, что бы утолять свои потребности. Обычно, у таких персонажей девиз "хочу" или "мне нужно", и совершенно все равно, какие последствия будут после. Они типичные представители прожигателей жизнь, есть сегодня, и неважно что будет завтра.
Герой в книги представлен так, что он показывает много, и одновременно ничего. Григорий рассуждает о жизни, но при этом плывет по течению, ни к кому не привязываясь. Он ярких персонаж, цепляет своей харизмой, но видно его двуличие. И это действительно психологический роман, потому что героя можно разобрать на все возможные составляющие. И каждый читатель увидит Печорина с совершенно разных сторон. Для кого-то герой будет романтическим персонажем, а для другого циничным эгоистом.
Рассуждать об этом романе можно долго, и искать подводные камни, например оправдывая героя, почему он такой пустой. Что его привело к такому существованию. А можно смотреть по факту, чего Печорин достиг в своей жизни. Ни друзей, ни любви, ни цели.
В романе есть акцент на то, что русские цивилизованные и культурные люди, а вот коренные жители Кавказа показаны какими-то варварами и дикарями. Печорин с дворянской семьи, и действия романа происходят на Кавказе, поэтому, я думаю смело можно сказать, что здесь отображается имперская политика, которая проводилась Россией, и сводилась к колониальным захватам. Лермонтов был офицером русской армии, ведшей боевые действия на Кавказе, и близко был знаком с армейской жизнью, а еще с бытом и обычаями местного населения. При написании романа эти знания были широко использованы писателем.
Всем хороших книг!!!
Мой Телеграм