Китай постепенно лишается внешних инвестиций. За неполные 50 лет с «открытия» КНР миру международные компании вложили в нее миллиарды долларов в обмен на дешевую рабочую силу. Но теперь антикитайские настроения на Западе оставили «мировую фабрику» без привычных заказчиков. На этом фоне компартия решила напомнить населению, что идеология важнее прибыли.
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай замедлился до $4,9 млрд во втором квартале, а инвестиции местного бизнеса за рубеж привели к рекордному дефициту капиталовложений в $34 млрд, следует из данных Государственного валютного управления КНР. При этом общий приток капитала в Китай упал до самого низкого уровня 25 лет, и с рынка страны начали уходить западные компании пишет Reuters.
Сокращение ПИИ напрямую связано с падением привлекательности внутреннего рынка Китая, уверены эксперты. Аналитик «БКС Мир инвестиций» Игорь Герасимов выделил три основных фактора:
• Негативные макроэкономические последствия: сокращение населения, лопнувший пузырь на рынке недвижимости, дефляция и рекордная безработица среди молодежи привели к слабому спросу внутри страны и к росту конкуренции между иностранными и местными компаниями.
• Растущие риски ведения деятельности в КНР. К политическим рискам добавились жесткое регулирование, почти три года локдаунов и сбои в логистике — это вынудило мировой бизнес поискать других поставщиков.
• Рост стоимости труда. Раньше Китай развивался за счет дешевой рабочей силы, но со временем средние зарплаты выросли: 114 тыс. юаней в год в 2022-м, против 40 тыс. юаней в середине 2010-х.
Сейчас интерес с Поднебесной сместился в пользу менее развитых соседей, прежде всего — стран Юго-Западной Азии и Индии, отмечает начальник аналитического отдела департамента по работе на рынках капитала Россельхозбанка Александр Фетисов. Он напомнил, что изначально Китай поощрял иностранные инвестиции, чтобы выстроить собственную производственную основу — перенять западный опыт и знания и создать лучшее. «Политика КНР последних лет в основном направлена на защиту национальных интересов», — пояснил аналитик. Речь о преференциях местным производителям и постепенном возведении барьеров в области информационной безопасности.
Между тем, власти Китая уговаривают Запад продолжать инвестировать в страну. В последние годы Китай ослабляет ограничения для иностранных инвесторов. Например, с 2023 года иностранные УК могут иметь контрольную долю в фондах (после более трех лет сотрудничества в формате СП с местными партнерами). Параллельно Китай развивает связь между Гонконгской и материковыми биржами, упрощая возможности инвестиций для иностранцев, уточняет старший аналитик УК «Первая» Чжан Дин Инь. Он считает, что в долгосрочной перспективе и при большем количестве ослаблений, интерес к инвестициям в Китай вернется.
еще по теме: «Посыл Китая в том, что есть мир за пределами США»
С января по июнь курс юаня к доллару упал до ноябрьских минимумов 2022 года (1 доллар стоил 7,1 юаня). Власти пообещали стимулировать экономику и перешли к валютной интервенции, но это не помогло: на момент публикации за доллар давали 7,2 юаня.
Однако эксперты не видят каких-то сильных движений нацвалюты, поскольку доллар в последние пять лет торговался в диапазоне 6-7 юаней. Ослабление юаня скорее связано с разной денежно кредитной политикой в странах: если американский регулятор повышает ставку для охлаждения экономики, то ЦБ Китая, наоборот, снижает ее для стимулирования экономического роста, уточнила аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова.
У властей есть серьезные ресурсы для поддержания юаня: ЦБ КНР может управлять ставкой, валютными интервенциями и задействовать и другие более локальные инструменты регулирования ликвидности внутри экономики, перечислил руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиции» Кирилл Комаров.
В «БКС Мир инвестиций» ждут, что к концу текущего года 1 доллар будет оцениваться в 7,08 юаня, а к августу 2024-го — и до $6,88.
Пропаганда двух сторон
Очередной барьер на пути инвестиций в Китай поставили США, ограничив 10 августа вложения в технологические компании Поднебесной. Так Вашингтон пытается придержать разработку секретных и передовых изобретений, «которые играют ключевую роль с точки зрения потенциала для разведывательной деятельности, слежки или средств в киберпространстве». Эксперты уверены, что решение США внесет свою лепту в снижение инвестпривлекательности Китая, хотя макроэкономические проблемы наносят больший урон.
Аналитики полагают, что борьба за технологическое и экономическое лидерство между государствами продолжится, и это постепенно приведет к разделению мира на два лагера: США + союзники и Китай + союзники. Следующий, 2024 год, будет в этом плане показательным из-за президентских и парламентских выборов в США: антикитайская тема станет основной в американской внешней политике, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Он не исключает, что в случае обострения тайваньского конфликта, Запад может ввести против Китая те же санкции, какие наложил на Россию из-за ситуации на Украине.
Массовый отток бизнеса из КНР Михаил Васильев связывает прежде всего не с экономическими, а с политическими причинами: «Западные страны таким образом диверсифицируют цепочки поставок и пытаются заменить Китай на более лояльные США страны».
Пропаганда усиливается не только в США, но и в самом Китае. На фоне экономических проблем Компартия КНР (КПК) включила идеологическую машину на максимум, заставляя сотрудников государственных и частных компаний — от энергетических до финансовых — изучать в рабочее время «Идеи Си Цзиньпина». Это основополагающий документ современной КНР. Так власти хотят «утвердить марксистскую веру» и воспитать в гражданах патриотизм, пишет Bloomberg. Агентство отмечает, что некоторые топ-менеджеры банков тратят до трети своего рабочего времени на изучение «Идей», курсы, семинары и контрольные работы по ним.
еще по теме: Драконы императора Си
Власти Китая надавили и на местных экономистов, запретив им давать негативные прогнозы и упоминать инфляцию, писала газета Financial Times. «Китайское государство отчасти признает накопившиеся проблемы в экономике и говорит о необходимости их решения, в том числе на самом высоком уровне, но эффективности в данном процессе нет с учетом специфики политического устройства КНР», — отмечает Михаил Васильев из «Совкомбанка». По его словам, демонстративный вывод под руку с заседания экс-генсека КПК Ху Цзиньтао, «проводившего масштабные реформы и открывавшего миру страну» был далеко не позитивным сигналом.
еще по теме: Ху Цзиньтао оторвали от стула
Уникальность китайского пути именно в тонком сочетании авторитаризма с капитализмом, уточняет Кирилл Комаров из «Тинькофф Инвестиций». Он уверен, что давление идеологии замедлит экономический рост страны. Однако, подчеркивает эксперт, «вряд ли это искоренит предпринимательский дух в китайцах и поставит крест на огромных перспективах развития потребительского спроса».
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»