Отзыв на фэнтези-книгу Софьи Самокиш "Под крылом дракона"
*Героическое фэнтези, борьба добра со злом, становление героя*
В эльфийском королевстве, где живут в гармонии с природой, где не разучились еще слышать травы и шелест листьев на великих соснах, где без труда могут оторваться от земли и взмыть над нею вверх, держась на могучих крыльях, запряталась от случайного взора школа магии Фиела-тона для юных эльфов, еще не разменявших и первой сотни лет жизни. Здесь они постигают премудрости своей стихии, с которой имеют связь. У степенной эльфийки с гордым сердцем Олоримэ – это стихия огня, серьезной Эвелис – стихия воздуха, а у прекрасной и искренней эльфийки Сенеренталь обнаружился покровитель земли. Все они прибыли для завершения своего обучения из родных стен в обитель манускриптов, дискуссий и шуршаний пера, но так получилось, что учеба в этот раз отойдет на второй план, являя совсем иные главные цели для наших героев.
Всякий магически одаренный правитель не пожалеет сил на имение возле себя лучших советников, преданных поданных, добрых соратников: на стороне Повелителя Эльфов лучшие ясновидящие, трактующие по признакам настоящего – возможное будущее. Именно они, по разверзнувшемуся над головами небу, десять лет назад подтвердили, что сбывается древнее пророчество о Магии Золотого Лотоса, гласившее, что как только темные силы всего мира найдут реальный способ господствовать, Создатель явит благословение: Магия Лотоса выберет себе эльфийскую оболочку, наделяя хозяина непомерной мощью, с годами лишь усиливающуюся. Это значит, что всего живого настигнет угроза, принятого уклада ждут перемены, а страх заселится в душах. Но это также значит, что в мире уже есть противоборствующая сила, дарующая удачный исход. Но что…если десять лет уже практически истекли, угроза подступает всё явственней, а избавление в лице Стража…даже не знает, что он – особенный? Как совладать с новыми силами, принять участь, которая помимо магической мощи требует равноправия и забирает не менее важное взамен?
-Если мы всем зависим от того, насколько Стражница будет верна свету, тогда нельзя говорить ей о том, что она будет одинока. Это может пошатнуть ее, заставить подумать, а что, если.. - Дорелея не договорила и закрыла лицо руками.
-Именно потому, что мы зависим от ее верности свету, ей надо сказать, - грустно произнес Лаким. Дорелея отняла руки и удивленно посмотрела на кхэлина.- Верность не может определяться незнанием. Верность - это сознательный выбор. И она должна его сделать.
Мир Софьи, под чьим пером вырисовываются территории разных волшебных народов и человеческих магов, удивителен и не похож на тысячи имеющихся миров других авторов. В нем живут прародители эльфов – первосозданные могущественные эльфиолы, их детям – эльфам - доступна радость поднебесного полета, а душа в которых может таиться в нескольких телах – предназначенная дружба дарует носителям небывалые преимущества; в этом мире такие знакомые нам ведьмы обладают множеством щупалец, а другой волшебный народ – искусственно созданные магией лебедичи – по слухам не умеют проливать слез, владеют гипнозом и совершенно точно имеют вторую ипостась.
Если даже второстепенные представители – яркие, что уж говорить о главных? О, моя душечка Сенеренталь, трогательная юная Сенери и грозное оружие Таль, невозможно не переживать за это дитя, излучающее собой доброту и свет. И, конечно, именно на плечи этого создания ложится непомерный груз. Так это видится с моей стороны. А с ее… может ли быть такое, что груз этот носителем не ощущается? В силу возраста, характера, мышления? Могут ли быть дарованные плюшки (а они вах-какие!) значимее простого человеческого счастья? Что важнее: судьба одного или всех? Что есть добро иль зло? Доступно ли злу перевоспитание и можно ли поддаться жалости? Достойно ли зло жалости?
(Очень библейские отсылки и философский смысл, который, может, и не уловит читатель несовершеннолетний, но который не станет скрыт от глаз более взрослых. А вы давно обсуждали за трапезой с детьми-подростками истории, которые они смотрят или читают? Может, сей час настал?..)
Но меня терзала дикая жалость к низшим стихиям и к тем, кто служит им. Я жалела из за то, что они не знают о радости, свете и счастье, потому что живут во тьме. Я не понимала, как бороться с теми, кого я жалею...
-И как же ты мыслишь теперь, если говоришь, что мой рассказ помог тебе излечиться от этих странных мыслей? - Нефрита впилась глазами в лицо эльфийки.
Девушка подняла глаза к небу, словно мысленно спрашивая, правильные ли выводы она сделала. Небо было безоблачным, его неяркий синий, начинающий темнеть к вечеру, цвет успокаивал.
-Они не просят о жалости, - ответила эльфийка. - Они не считают себя несчастными. Это их выбор - быть с тьмой, а не со светом. И последствия этого выбора очень ощущаются моим народом, твоим народом, другими светлыми народами. Они разрушают мир и губят все живое. Это нужно остановить. Вот так я теперь мыслю.
Книга объемна, многоярусна, многоперсонажна, с ворохом пояснений даже с придуманного эльфиолского языка, но с достаточно простой подачей, ориентированной на подростков. Здесь нет места пикантным сценам, лишь украдкой читателя ожидает поцелуй – нежный, легкий и трепетный; не будет и бешеных скачек повествования, найдется не раз место задушевным разговорам и философским думам; а эпичная битва добра и зла дойдет до своего апогея, расставив все на свои места.
Мысли поднимали ее все выше и выше, и в мечтах она ясростно сражалась с войском Темной империи, с наслаждением используя свою магию. Она теперь - Дракон, рожденный из Лотоса! Сегодня это впервые получилось. Девушка сменила ипостась и обратилась в небольшого чешуйчатого зверя огненно-красного цвета с перепончатыми крыльями. Длинный хвост украшали острые шипы, от всей этой новой сущности веяло грацией и вместе с тем грозной и внушительной мощью. Хотя она была всего в три метра длиной.
Кондр был очень доволен. Ивлин, опоздавший к началу тренировки, - она как ученик Кондра присутствовал на них в качестве зрителя - в изумлении остановился у высокого дуба, когда увидел на поляне маленькое изящное животное.
-Запомни этот момент, дитя мое... - тихо сказал ему Кондр. - Ты одним из первых увидел вторую сущность Стражницы. Когда она будет на пике своего могущества, ты будешь помнить, что видел ее такой маленькой и беспомощной.