Найти в Дзене
История и культура Евразии

Солон - Во всём нужна мера

Солон действительно был выдающейся фигурой в Древней Греции. Он был политиком, законодателем и поэтом, и его вклад в афинскую историю был неоценим. Солон известен своими реформами, которые он внедрил в Афинском государстве. Установил новые законы, направленные на борьбу с социальными неравенствами и экономическими проблемами, попытался смягчить конфликты между различными социальными группами. Его работы в области законодательства и справедливости оказали глубокое влияние на развитие демократии в Афинах. Кроме того, Солон был одним из известных поэтов своего времени, и его стихи до сих пор изучаются и цитируются.

Солон (между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., там же) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции
Солон (между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., там же) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции

Салон происходил из бывшего царского афинского рода, потомков легендарного царя Кодра. Кроме него, также из Кодридов был Платон. Жизнь Солона пришлась на бурные VII-VI века до н.э.

Афины - крупнейший полис эллинов раздирают противоречия между аристократией, которая захватила власть и народом-демосом. Афины ведут неудачную войну с греческим полисом Мегары за обладание островом Саламины.

Афинская олигархия под стразом казни запретила пропагандировать дальнейшее продолжение войны с Мегарами. Но Солон, притворившись сумасшедшим выбежал на агору и прочитал элегию "Саламин", призывающую к войне:

Из элегии «Саламин»
Вестником я прихожу с желанного нам Саламина,
Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь...
Мы ведь дождёмся того, что повсюду, как клич, пронесётся:
«Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин».
На Саламин мы пойдём, сразимся за остров желанный,
Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой

Воодушевленные Солоном молодые афиняне надавили на олигархов и те разрешили поход на Саламин во главе с Солоном. Он был успешен и Саламин перешел в руки афинян.

Вид острова Саламин
Вид острова Саламин

Слава и авторитет Солона возросли. В 594 году до н.э. ему дали диктаторские полномочия. Приступил к реформам.

Главная цель его реформ - устранить социальное неравенство и предотвратить политический кризис, который грозил Афинам.

Одной из важнейших реформ Солона была отмена долгового рабства. Освободил тех граждан, которые были проданы в рабство из-за своих долгов, и запретил такую практику в будущем. Это было значительным сдвигом в направлении более справедливого общества.

Кроме того, Солон внес изменения в законы, касающиеся земельной собственности. Он разделил население на четыре класса в зависимости от доходов и имущества, и каждому классу были предоставлены определенные политические права и обязанности. Это создало более равноправные условия для участия в политической жизни города.

Также Солон расширил круг лиц, имеющих право участвовать в принятии решений на народных собраниях. Увеличилось число граждан, которые имели право голоса. Солон внес изменения в процедуры принятия решений, чтобы предотвратить монополию власти в руках небольшой группы богатых граждан.

В целом, реформы Солона были направлены на создание более справедливого и стабильного политического и социального порядка в Афинах. Они открыли двери для большего участия граждан в политической жизни и уменьшили неравенство в обществе.

Из стихотворений Солона
Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая —
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую — странников таков удел,
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал
Статуя Солона в библиотеке Конгресса США
Статуя Солона в библиотеке Конгресса США

После осуществления своих реформ в Афинах, Солон отправился в десятилетнее путешествие в Азию. Его поездка была не только приключением, но и имела политический характер. Солон хотел изучить различные системы правления и обрести новый опыт, который мог бы применить в своей родной стране.

Во время своего путешествия Солон посетил множество городов и царств, включая Египет, Лидию и Вавилон. Он встретился с правителями и учеными, изучал их системы законодательства и правления, а также участвовал в дискуссиях по важным политическим и философским вопросам.

Это путешествие в Азию дало Солону возможность расширить свои знания и перспективы. Он узнал о различных политических и социальных системах, а также о проблемах и решениях, которые существовали в других странах. Вернувшись в Афины, Солон использовал свой новый опыт и знания для дальнейшего совершенствования своих реформ и укрепления политической стабильности в городе.

Путешествие Солона в Азию является одним из интересных эпизодов его жизни и подчеркивает его стремление к знаниям и опыту, которые он мог применить в своей родной Афине.

Известен разговор Солона с царем Лидии Крёзом:

Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»
Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)
Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)

Солон вернулся в Афины около 583 года. Больше во власть попасть не пытался. Да и зачем? Его законы работали!