Найти тему
Синдром утёнка

Хоррор-франшиза "Куб": от приквела до японского ремейка и настольной игры

Оглавление

Так исторически сложилось, что одним из направлений, о которых я пишу на этом канале, являются фильмы ужасов. В этой статье я хочу пройтись по довольно известной франшизе "Куб", которую я условно отношу в категорию "игра на выживание".

"Куб" — это фантастический психологический триллер, оказавший влияние на массовую культуру, получивший сиквел и приквел, а недавно, неожиданно вышел его японский ремейк. Также в этой статье, я хотел бы упомянуть произведения, которые определенно вдохновлялись концепцией "Куба" при создании. Но обо всем по порядку.

"Куб" (1997)

Снятый за 20 дней, при малом бюджете, "Куб" канадского режиссера Винченцо Натали заслужил восторженные отзывы критиков и стал культовым произведением.

В центре сюжета шесть ничем не связанных человека. У них разные профессии, они даже живут в разных уголках страны. Но все герои просыпаются внутри Куба, который состоит из бесчисленных кубических комнат, которые наполнены разнообразными ловушками, да еще и меняются местами. Теперь их цель - не сойти с ума, решить загадку Куба и выжить.

Компания собралась разношерстная:

Кстати, интересный факт: имена персонажей отсылаются к существующим тюрьмам. Например, Квентин был назван в честь тюрьмы Сан-Квентин, а Казан - Казанской тюрьмы. Сюжетно это роли не играет, но остается забавной пасхалочкой для внимательных.

Интересна история съемок фильма. По признанию режиссера, съемочный процесс был похож на ад. Он и не надеялся на то, что фильм ждет такой бешеный успех. Для фильма было построено всего одно кубическое помещение со сторонами чуть больше 4-х метров. Эффект сменяемости комнат достигался путём смены цветовых панелей, они же создавали эффект футуристичности и сложности устройства этих комнат. Панели приходилось менять вручную, поэтому сначала снимали все сцены в комнатах одного цвета, потом переходили к следующему. Всего было использовано 5 цветов. Немало усложняли съемки и то, что в распоряжении съемочной группы была лишь один функционирующий люк.

Несмотря на сложности в производстве и небольшой бюджет, первый фильм зарождающейся франшизы очень хорошо показал себя в международном прокате, и продолжение не заставило себя ждать. Однако, режиссер Винченцо Натали уже не принимал участия в создании сиквела и приквела.

Первый "Куб" прочно отпечатался в мировой культуре. Сцену с лазерной сеткой позже добавили в игру "Resident Evil 4" и первую часть экранизации этой игровой франшизы. Похожим образом убивают одного из персонажей в фильме "Чужой против Хищника". Визуально, стилистика "Куба" чувствуется также в игре "Portal".

"Куб 2: Гиперкуб" (2002)

-4

Сиквел "Куба" получил подзаголовок "Гиперкуб": ловушка стала четырехмерной и по форме напоминала тессеракт. Если первый куб был хоть и сложно устроен, но существование и работоспособность такой конструкции сложно, но можно себе представить, то о существовании Гиперкуба в реальности не может быть и речи: такую конструкцию может вообразить только высший математик. Механические ловушки, лазеры и огнеметы были заменены на иллюзии, игры со временем, параллельные реальности, из-за чего фильм сильно потерял в реализме.

-5

Сюжетно второй фильм сильно напоминает первый фильм, создателям не удалось привнести что-то новое в формулу, а при разработке "идеального сиквела" потерялась та таинственность, которая лежала в основе оригинала. Жертвами Гиперкуба оказались люди, так или иначе связанные с корпорацией Айзон, которая и создала этот куб для своих бесчеловечных экспериментов.

Персонажей, попавших в смертельную ловушку, в сиквеле стало больше, однако некоторые даже не выполняют никакой функции - их добавили в сюжет только чтобы красиво убить. Основные действующие лица, психотерапевт Кейт, детектив Саймон и слепая хакерша Саша, по сути повторяют роли и характеры основных героев из первого фильма.

Сиквел получил смешанные отзывы зрителей и критиков. Создатели попытались сделать круче и больше, но потеряли шарм оригинала и получили на выходе слегка вторичное, но все равно интересное продолжение.

"Куб Ноль" (2004)

-7

Когда сиквел не повторил успеха оригинала, создатели решили изменить подход и сняли приквел. "Куб Зеро" возвращает нас к истокам, но рассказывают историю под другим углом. Эксперимент происходит в одном из первых кубов: комнаты лишены футуристического дизайна, ловушки примитивные, но кровавые.

Технический этаж. Инженеры, наблюдающие за экспериментом
Технический этаж. Инженеры, наблюдающие за экспериментом

В приквеле нам впервые показали "внутреннюю кухню" организаторов испытания. Главный герой, Уинн - инженер, следящий за проведением эксперимента. Он думает, что испытуемые - заключенные, приговоренные к смертной казни и выбравшие прохождение куба как альтернативу. Однако, когда в куб попадает невиновная женщина-политик, Уинн начинает сомневаться в своей работе и работодателях. Он спускается в куб, чтобы спасти женщину, а в центр управления экспериментом спускается начальство, чтобы найти и наказать нарушителя.

"Куб Ноль" получился более жестоким, и проливает свет на то, как устроена работа куба и зачем проводятся эти эксперименты. Однако, его невозможно смотреть как цельное произведение - если вы начнете смотреть трилогию с приквела, то многое не поймете. Однако, как приквел фильм работает хорошо - фанаты получили ответы, а финальная сцена плавно пришла к началу первого фильма. "Нулевой куб" стоит смотреть только тем, кому понравились первые две части, но к просмотру не обязателен. Иногда некоторые тайны должны оставаться тайнами, какими их и задумал автор оригинала.

"Куб" (2021, Япония)

-10

Японские ремейки американских фильмов - явление довольно редкое. Зачастую всё происходит наоборот: американцы берутся снять свою версию успешного японского хоррора, иногда даже удачную. Зачем же японские киноделы взялись за ремейк фильма, которому больше 20 лет? И почему именно "Куб"?

Мне кажется, ответ на эти вопросы уходит корнями в любовь жителей страны восходящего солнца, да и других азиатских стран тоже, к жанру "игра на выживание". Нашумевшая недавняя "Игра в кальмара" тому подтверждение. У меня на канале даже отдельная статья есть, с подборкой фильмов, аниме и манги этого жанра. Обязательно ознакомьтесь.

-11

Хотя в основе японского "Куба" и лежит оригинальный сценарий, но история претерпела ряд изменений:

  • Персонажи никак не связаны с созданием "Куба". Они просто случайные прохожие, затянутые в этот "эксперимент".
  • Пленники помнят свои имена, нет никаких прозвищ, отсылающих к названиям тюрем или к чему-либо еще. Казалось бы, маленькая деталька, но на таких пасхалочках и строится весь шарм оригинала.
  • Вместо Казана, который обладал незаурядными вычислительными способностями, математическую загадку решает 13-летний школьник в паре с 30летним инженером.
  • СПОЙЛЕР! На этот раз в компанию пленников добавлен "засланный казачок" - девушка Асако в конце оказывается андроидом, задача которого притворяться одной из пленников и наблюдать за их поведением в ходе "эксперимента".
  • Ловушки немного отличаются от тех, что были в оригинале, но подчиняются общей логике, прописанной в основе Куба. Однако, есть ловушки, которые срабатывают не сразу, реагируют на эмоции пленников и могут преградить путь и создать развилку.
  • В историю добавлены флэшбеки одного из персонажей, тем самым создавая ему полноценную сюжетную арку и выделяют его на фоне остальных. Получается, что нам явно обозначают, что инженер Гото - главный герой фильма. В оригинале же, хоть к концу и обозначились ключевые персонажи, но зритель до конца фильма не знал, кто выживет и выберется из Куба. Все герои первоисточника условно равны и имеют одинаковые шансы на хэппи энд.

Сделали ли изменения сценария японский фильм хуже? Для тех, кто видел оригинал, скорее всего да. Это же говорят и оценки на IMDB - 4.5. В процессе адаптации для японской публики из сценария потерялась вся загадочность и сместились некоторые акценты. Потерялся шарм фильма, сделанного на коленке, и на выходе мы получили обычный японский ужастик. Однако, актеры играют неплохо, персонажи не бесят, ловушки выглядят эффектно и реалистично. Если кто-то начнет знакомиться с концепцией "Куба" с этого фильма, то разочарован не будет.

Как и обещал, приведу несколько примеров, когда "Куб" послужил вдохновением для создателей. Начнем с кино.

Бегущая в лабиринте (2020)

-13

По сюжету девушка попадает в лабиринт, состоящий из вентиляционных шахт, каждая секция которых представляет собой смертельную ловушку. Кроме того, за девушкой гонятся ужасные монстры, и чтобы выжить, она должна двигаться вперед.

Круг (2015)

-14

Фильм "Круг" похож на "Куб" не только геометрическим термином в названии, но и тем, что он является психологическим триллером. По сюжету 50 человек похитили, поставили в круг и заставили играть в смертельную игру на выживание. Им предстоит голосовать за тех, кому предстоит умереть, пока не останется только один.

От фильмов перейдем к видеоиграм.

HALF DEAD

-15

А что, если дать людям возможность самим попробовать себя в роли пленника "Куба"? Так подумали разработчики из студии Room710Games и выпустили уже три игры в серии "Half Dead", где игрокам в кооперативе предстоит решать головоломки и преодолевать ловушки, очень похожие на те, что мы видели в "Кубе".

Neverout

-16

Еще один кубический лабиринт, полный ловушек и головоломок. Отличительной особенностью является возможность проходить его в VR-очках.

А закончить я хочу еще одной игрой, но, внезапно, настольной.

Комната 25

"Комната 25" является отличным примером переноса интересной концепции в формат настольной игры.

Играть могут до 8 человек, каждому уготована роль участника смертельного реалити-шоу. Все персонажи, доступные для игры, отсылаются к известным фантастическим фильмам. Например, игрок может примерить на себя лысину старины Брюса или лабораторный халат Доктора Эммета Брауна. Это никак не влияет на игровой процесс, но довольно забавно.

Цель - скооперироваться и за отведенное время всем вместе выбраться из лабиринта с ловушками, разной степени смертоносности. Дабы не ломать законы физики и соблюсти "настольность" игры, поле представляет собой не куб, а квадрат, точнее 25 квадратных фишек-комнат, лежащих взакрытую, и одна из них - заветный выход.

Игроки ходят по очереди, в свой ход они могут сделать 2 из 4х возможных действий:

  • подглядеть, что скрывает соседняя от их фишки комната
  • шагнуть в соседнюю комнату, тем самым открыв ее для окружающих и, возможно, активировав ловушку.
  • толкнуть другого игрока, фишка которого находится в одной комнате с твоей, и, вероятно, обречь его на верную смерть.
  • передвинуть по вертикали или горизонтали один из рядов игрового поля.

Примечательно, что игроки сначала одновременно "программируют" свои действия взакрытую, а только потом разыгрывают их. Это добавляет элемент неожиданности и привносит в игру частичку хаоса. Ведь пока ход дойдет до тебя, ситуация на игровом поле может измениться, а твои тщательно спланированные действия приведут к совсем иному результату.

-18

А последнее действие, сдвинуть ряд или столбец поля, может как спасти товарища от гибели, так и обречь его на вылет из игры. "Зачем же мне убивать друга?" - спросите вы. А затем, что один из режимов игры вводит скрытые роли охранников, цель которых помешать остальным игрокам победить. Они могут играть в открытую с самого начала, а могут отыгрывать свою роль до конца и предать в самый последний момент.

В общем, если вы любите настольные игры, то я от всей души советую вам попробовать "Комнату 25". Тем более, что она официально выходила в России. Это отличная возможность почувствовать себя в роли пленника "Куба" без какого-либо вреда своему здоровью.

Послесловие

Франшиза "Куб" определенно оставила свой след в массовой культуре и ценится фанатами ужастиков за необычную идею и ее качественную реализацию. Когда речь заходит о лабиринте со смертельными ловушками, вы непременно услышите от собеседника "О, это как в фильме Куб, смотрел?". Если не это показатель культовости, то что?

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца. Надеюсь, она была вам полезна, и вы узнали для себя что-то новое. В комментариях напишите как вам "Куб" и о какой хоррор-франшизе вы хотите следующую статью. А чтобы ее не пропустить, подписывайтесь, впереди много интересных статей о хоррорах и не только.

-19