Рассказывает Амалия Бабаян:
«Город астероидов» / Asteroid City (2023)
Реж. Уэс Андерсон
Действие происходит в середине 1950-х в Астероид-Сити — вымышленном пустынном городке где-то в США с населением в 87 человек. Это место известно лишь тем, что несколько тысяч лет назад возле него упал астероид. Ежегодно сюда съезжаются юные астрономы, чтобы получить награды за свои изобретения. Неожиданно во время очередного собрания происходит шокирующее событие (более шокирующее, чем периодические испытания атомной бомбы возле кратера) — прибывает инопланетянин и крадет осколок метеорита. И все участники съезда застревают в Астероид-Сити на неопределенный срок из-за введенного карантина.
Все происходящее в городке — это телевизионная адаптация пьесы драматурга Конрада Эрпа (Эдвард Нортон). Действия пьесы время от времени прерываются сценами ее создания. Джейсон Шварцман (как и большинство задействованных артистов) играет сразу двух персонажей в фильме: отца одного из вундеркиндов, участвующих в конгрессе, военного фотографа Оги Стинбека, а также актера Джонса Холла, который и исполняет роль Стинбека в пьесе.
В одной из сцен Шварцман переключает Стинбека на Холла и проникает за кулисы. Холл признается режиссеру постановки (Эдриен Броуди), что не понимает пьесу. В это же время на фоне актер, исполняющий роль инопланетянина (Джефф Голдблюм), говорит, что не понимает, зачем нужен его персонаж. И это то, что делает фильмы Уэса Андерсона большим, чем набор красиво выстроенных кадров. Герои задаются теми же извечными вопросами, на которые мы — зрители ищем ответ всю жизнь: «В чем смысл существования?» и «Почему происходит то, что происходит?». Режиссер пьесы отвечает на вопрос Стинбека не обнадеживающе, но убедительно: «Это неважно. Просто продолжай рассказывать историю».
Типичные герои фильмов Уэса Андерсона — взрослые, которые не хотят взрослеть. Ведут себя инфантильно, эгоистично, асоциально и обязательно переживают какую-нибудь травму; как правило, развод родителей или смерть близкого. И, кажется, что «Город астероидов» можно считать не только высшей точкой мастерства Андерсона в визуальном отношении — автор наконец-то позволил своему кидалту вырасти. Он перестает убегать от проблем, не пытается заполнить пустоту, просто дает себе передохнуть, принимает ситуацию как данность и продолжает жить дальше, без ответов на вопросы.
Снова грустно, но уже вполне по-взрослому.
-------------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Игорь Дорогов:
«Он — это пуля» / God is a Bullet (2023)
Реж. Ник Кассаветис
Боб Хайтауэр (Николай Костер-Вальдау) — простой коп, разбирающий бумажки в участке. Он разведен с женой и иногда тайком видится с дочерью, которая осталась жить с матерью и ее новым мужем. Ничем не примечательная жизнь Боба заканчивается в тот момент, когда его дочь похищают сатанисты, а бывшую жену и ее нового мужа жестоко убивают. Шеф полиции не торопится действовать, и яростному копу придётся объединиться с бывшей участницей культа Кейс (Майка Монро), которую мучает совесть за содеянное в прошлом, чтобы разыскать дочь и отомстить сектантам.
«Он — это пуля» — брутальный фильм об одноэтажной Америке, которая напоминает параллельную реальность, где слово закона не значит абсолютно ничего. Сатанисты средь бела дня похищают детей из торговых центров, торгуют наркотиками при поддержке копов, убивают врагов направо и налево и чувствуют себя королями мира. Фильм своим «дыханием» напоминает «Закатать в асфальт» С. Крэйга Залера и «Старикам тут не место» братьев Коэн. Это очень мужское кино, если можно так выразиться.
Второстепенные персонажи фильма — один из главных его плюсов. Чего стоит только глава культа Сайрус (Карл Глусман, которого после этого фильма вы больше не сможете представить в «Любви» Ноэ), источающий безумие и ужас одним взглядом. Или философствующий посредник секты Паромщик (Джейми Фокс) с витилиго на лице, одной рукой и демоническими татуировками по всему телу.
Помимо атмосферной и сюжетной частей фильм пытается рассуждать на пикантные для России темы веры и религии (не зря в прокатной версии вырезали почти 40 минут и ловко сменили название), но это делает его лишь слегка вторичным и чересчур пафосным.
-------------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Даша Бурнашева:
«Ей это нужно позарез» / She's Gotta Have It (1986)
реж. Спайк Ли
Нола Дарлинг живет в Бруклине, работает графическим дизайнером и встречается сразу с тремя мужчинами. Каждый из них знает, что он у девушки не единственный.
Нолу все устраивает, про ее мужчин этого не скажешь. Они устраивают ей сцены ревности, ругаются друг с другом, отправляют лечиться к психотерапевту и пытаются вынудить выбрать одного из них. Масла в огонь добавляет и подруга-лесбиянка, которая безответно влюблена в Нолу.
Фильм-манифест феминизма и полиамории стал первой режиссерской работой Спайка Ли и принес ему в 1986 году несколько наград, в том числе премию «Независимый дух» и приз Каннского кинофестиваля. В 2017 году на Netflix вышел сериал She's Gotta Have It. Режиссером выступил все тот же Спайк Ли.
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!
#самисмотрим