Тема родительской жертвенности густо проработана биографами великих. Дополню наблюдениями "со своей колокольни": выскажусь, в большей степени, как педагог.
Одно из неоднозначных впечатлений моей юности в "Мерзляковке" - "общежитские мамы". Середина девяностых, Дмитровский переулок невдалеке от Большого театра. Незабвенная Екатерина Ивановна, комендант "детской общаги", мамочек привечала. Многие семьи были реально издалека. И это кажется нормальным - острая потребность поддержать своё 15-летнее поступившие чадо в мегаполисе.
Поселить маму девочки, по понятным причинам, было организационно проще, но и для мальчиков вопрос как-то решался, обычно - без конфликтов. Не всегда мама жила с сыном в одной комнате, и тем не менее - точно под одной крышей! Во мне, мобильной "подмосквичке", зависти на этот счёт не возникало. Досмотренные подростки - те, что при родителях, - искренне нравились. Чистые, ухоженные, накормленные, режимные.
Мамы, каждая со своей предысторией, подчас с высоким образованием, в том числе консерваторским - брались за любую скромную работу, лишь бы, ради ребёнка, остаться в орбите училища и оправдать житие на Дмитровском. Я помню их лица, исполненные радужных надежд. Без малого 30 лет прошло - а ведь помню.
Уже тогда я зафиксировала для себя, что "можно разом всё бросить в родном городе" и сорваться в столицу. Сама домашняя девчонка, я не давала этому оценок. Порой мы беседовали на кухне или в репетитории - да, с мамами - всё больше о том, как им жилось и работалось, некогда, в Краснодаре, Сыктывкаре, Томске, Владивостоке... на неслабых таких должностях.
В общежитии Московской консерватории (сведения из 1998 - 2003) можно было встретить юных звёздочек ЦМШ. Видимо, по особой договорённости, они годами занимали целые комнаты - вместе с мамами. В то же время, кое-кто из аспирантов бывал рад и раскладушке, на протяжении многих месяцев. Как-то все учились. Закон джунглей.
История знает и других родителей-подвижников, снявших комнаты по окраинам Москвы - чаще на последние деньги. Я теперь учу теории-гармонии многих "мерзляковцев", ради которых были развёрнуты сценарии великой жертвенности. В единичных случаях, для прибывших родителей находится хорошая работа по профилю в Москве. Но это нечто идеальное...
Спустимся к возрасту начальной и средней школы в музыкантстве. Безусловно, выигрывают - при прочих равных - дети свободных мам, не связанных по рукам и ногам рабочими обязательствами. Для меня такая увязка нынче железна. Мои две "с горкой" педставки - моё поражение в ДМШовском материнстве. И это о бытовой неустроенности дочки и сыновей, об отсутствии пресловутого домашнего питания днём. Неспокойная жизнь "наразрыв" даёт о себе знать в сценических потерях у ребят, в приобретённых сложностях их характеров, в относительно низком КПД самостоятельных занятий музыкой. Увы и ах. Уставшая, раздражённая, нагруженная мама, даже профессионал, при всей своей очевидной компетентности - слабый регулятор, неоптимальный проводник.
Верно, я сгущаю краски. И уж конечно, ваш автор не бросит "Мерзляковку" в пользу качественного досуга, пирожков и котлет для наследников. Автор - человек осторожный, ровно две трети своей жизни наблюдающий риски в сердце проблемы.
При ярком старте, можно перегореть на полпути. Можно, напротив, триумфально доучиться - годам так-эдак к двадцати семи - а вскоре идейно иссякнуть, разочароваться, не найти себя ни в каком музыкантском труде. Однако, можно и состояться в профессии - круче, бледнее, не суть, главное - пригодиться обществу и активно зарабатывать.
А риски, в каждом из случаев, до боли похожие, однотипные. Добавим подростковое перенапряжение, юношеское выгорание, постоянный нервный завод, неизбежную редукцию общего образования.
И риски тут прежде всего родительские.
Все мы, вкладываясь в детское музыкантство, должны об этом помнить.
Насколько уместны жертвы? Вряд ли кто-то скажет заранее. Я встречала мам, полностью подчинивших свою жизнь таланту ребёнка, не раздумывая отринувших собственные смыслы и достижения. Я видела гулкое отчаяние тех из них, чьим планам и надеждам не довелось сбыться.
Да, кто-то сорвал джекпот. Другие довольствуются тем, что их потомок - "музыкант по образованию". Последних довольно много. Иным - достаточно.
Каждая мама полагает, что прорвётся именно её ребёнок. Действительно, а почему нет?
Но! Как жить в 40 - 45 - 50 без весомого стажа и стабильной работы? Можно ли в этом возрасте все начать с нуля, некогда упустив ради детей?
Я не рискую. Очень помогает и отрезвляет критическое отношение к миру, в том числе - к детской одарённости.
Комментарии о прекрасных жертвах в семьях великих артистов продолжают поступать. Закономерно, мне интереснее опыт современных родителей, пусть и не такой "громкий".
Стартует учебный год. Встретимся в классе со студентами: все они, по определению, люди непростые. Мне придётся поставить разные оценки, не всегда приятные - в том числе тем, ради кого в этой жизни истово жертвовали. Увы, я не имею права учитывать подобные обстоятельства, хотя и знаю о них, как правило, очень подробно.
А если каждый из нас, преподающих, вот так прогнётся? Система, с хорошей вероятностью, рухнет.
Мир музыкальной педагогики в меру жесток.