Среди разнообразия дел, рассмотренных Ардатовским районным судом, немало таких, которые можно было и не доводить до судебных разбирательств. Но иной раз только приговор суда приводит к примирению сторон или к наведению порядка в, например, получении жизненно необходимых лекарственных препаратов или признании трудового стажа при назначении пенсии.
Добились примирения сторон
В декабре 2021 года гражданка И. решила приобрести дорогой кухонный гарнитур, стоимостью 181055 рублей, внесла 90 тысяч рублей предоплаты. Получив мебель, установила ее, сделав спилы под газовую трубу, просверлив ее в определенных местах, чтобы повесить навесные шкафы и полки. Вторую половину суммы выплачивать индивидуальному предпринимателю не стала, так как ей показалось, что мебель не такого хорошего качества, как ей хотелось.
Индивидуальный предприниматель вынужден был обратиться в суд, потому что женщина отказывалась производить полную оплату мебели, несмотря на наличие договора. Узнав, что он подал иск, она тоже 22 марта 2022 года выслала в его адрес претензию, в которой указала, что её не устраивает качество товара, и она намерена расторгнуть с ним договор. Он попытался забрать кухонный гарнитур, а ей готов был вернуть уплаченную предоплату в размере 90 000 рублей. Но та с его предложением не согласилась, так и не отдав кухонный гарнитур и не произведя полной оплаты товара. В ходе судебного разбирательства и выяснилось, что мебель установлена, спилена как ей надо, и даже запачкана остатками еды, что отмечено в ходе проведения экспертизы, не нашедшей весомых доказательств некачественного производства кухонного гарнитура. Только решение суда заставило покупательницу полностью оплатить столь дорогую покупку, с которой она так и не захотела расстаться.
Во втором случае подать в суд была вынуждена покупательница, в июле прошлого года решившая приобрести диван, также недешевый, стоимостью почти девяносто тысяч рублей. Выбор покупки основывался на обозрении модели, выставленной в торговом зале магазина, заказала она точно такой, только иной расцветки. Привезенный диван соответствовал выбранной ею модели. Полный расчет с продавцом подтверждался 5 товарными чеками. После покупки, в течение гарантийного срока, ею было обнаружено несоответствие качества приобретенного дивана, оговоренному перед заключением договора - приспинные подушки имели бесформенную структуру, отличную от образца; на обшивке дивана обнаружила явные видимые потертости в виде вертикальных полос, ухудшающих внешний вид мебели; в местах крепежа (стяжки) имелись сколы, которые могут укоротить срок службы мебели. Она направила в адрес продавца претензию, но безрезультатно. Потому попросила суд расторгнуть договор купли-продажи мебели от 22 июля 2022 года, взыскать с ответчика в ее пользу убытки – стоимость товара в размере 88536 руб., компенсацию морального вреда.
На суде было подписано мировое соглашение сторон, согласно которому диван вернулся в магазин, а истица получила обратно свои деньги.
Семь лет труда – не потеряны
Житель района Л. семь лет – с 1981 по 1988 год трудился трактористом в совхозе имени Карла Маркса, о чем есть запись в его трудовой книжке, заверенная подписью должностного лица и печатью организации. На титульном листе также имеется гербовая печать организации. Как установлено судом и следует из трудовой книжки, каких-либо исправлений, неточностей либо неправильности внесения записи относительного спорного периода трудовая книжка истца не содержит, в том числе и на титульном листе.
Из указанных выше нормативных актов следует, что обязанность по правильному и своевременному ведению, заполнению трудовых книжек работников возложена исключительно на работодателя, работник лишь имеет право на ознакомление с внесенными туда записями.
Согласно архивной справке муниципального учреждения «Архив» г. Энгельса, ведомости по начислению начислений заработной платы работникам отделений № 4, № 5 и приказы по личному составу за 1981-1988 годы в архив на хранение не поступали. Для сведения дополнительно сообщено, что в результате пожара в центральной конторе совхоза имени Карла Маркса документы были уничтожены.
То обстоятельство, что в архиве отсутствуют документы по личному составу работников, не может свидетельствовать о незанятости истца в данной организации, поскольку документы в архив не поступали.
Согласно пункту 38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя, и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
В ходе судебного заседания при исследовании трудовой книжки истца установлено, что все записи в трудовой книжке внесены последовательно, без исправлений, и есть свидетель, который в этот период также работал в должности тракториста в этом хозяйстве. По решению суда период в семь лет был засчитан в трудовой стаж жителя района.
М. обратилась в суд с иском, указав, что 15 декабря 2021 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Но ей в этом было отказано, так как в специальный стаж не был включен, в том числе, период работы в должности старшей вожатой с 16.08.1993 по 30.08.1994 годы. Однако, в данный период действовало Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое предусматривало включение в специальный стаж периодов работы в должности старшей пионервожатой. Неточное указание наименования должности не может являться основанием для отказа в назначении пенсии. Работая в должности старшей вожатой, она по своим обязанностям являлась воспитателем и организатором юных пионеров, была тесно связана с педагогическим коллективом, советовалась с учителями по содержанию и методам работы, пользовалась теми же правами и льготами, которые были установлены для учителей. В течение всего года почти ежемесячно замещала учителей начальных классов, которые по тем или иным причинам не могли вести уроки (были на больничном, в отпусках без сохранения заработной платы).
Поскольку в указанный период времени она работала по профессии и в учреждении, дающем право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, то решение Пенсионного органа суд посчитал незаконным и подлежащим отмене. Еще двоим жителям района суд помог правильно засчитать медицинский стаж при назначении досрочной пенсии.
Инвалидов обязаны обеспечивать
В ноябре 2022 г. прокуратурой района по обращению матери проведена проверка по обеспечению ребенка-инвалида жизненно необходимыми лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что в октябре 2022 г. препараты по льготным рецептам не были получены, поскольку лечащий педиатр не выписала рецепты на их получение. Отказ в выдаче рецептов был мотивирован невозможностью их технического оформления в программе из-за отсутствия препаратов на аптечном складе и в аптечной организации. При этом на бумажном носителе рецепты также не выписывались. Все это привело к созданию угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, которому необходима постоянная терапия. Мама больного ребенка сообщила, что с момента выставления диагноза она столкнулась с тем, что инсулинов и других медицинских изделий периодически не бывает в аптеке и тогда приходится их «занимать» у мам детей-диабетиков, ведь прекращение терапии инсулинами приведет кетоацидотической коме. В июне и июле 2022 г. ей выписали данные инсулины и она получила их в аптеке «Фармация». В октябре 2022 г. они с сыном лежали в больнице в Саранске и при выписке дозы инсулинов были увеличены. В конце октября, примерно, 27.10.2022, она пришла к врачу-педиатру и спросила про лекарства. Врач при ней позвонила в кабинет, где печатаются рецепты, и, узнав, что лекарств нет в аптеке, сказала, что его невозможно оформить через программу. Про бумажный вариант ничего не разъяснила и выписать его не предложила. Позвонив в ГУП РМ «Фармация» для уточнения сроков поступления лекарств, ее перенаправили в Минздрав Республики Мордовия, а там в свою очередь - обратно в ГУП РМ «Фармация». Все диабетики знают, что конец-начало года - это период, когда лекарств в аптеках нет, так как формируются заявки и идут торги на их приобретение. Поэтому все стараются получить лекарства до этого времени. На конец октября – начало ноября 2022 г. у нее оставалось незначительное количество лекарств для сына, так как она их сэкономила за тот период, что они лежали в больнице в Саранске. Но этого количества было явно недостаточно. Поэтому 1 ноября она обратилась на «горячую линию» в прокуратуру Республики Мордовия. После этого ей сразу позвонила врач-педиатр и пригласила за рецептами и уже 7 числа она получила лекарства. Суд критически отнесся к показаниям педиатра и приведенным на их основании доводам представителя администрации больницы о том, что Т. не просила выписать рецепт на инсулины для сына, а только поинтересовалась наличием лекарств в аптеке.
По мнению суда, неработающая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в создавшейся ситуации с лекарственными препаратами (длительное отсутствие инсулинов в аптеке) при угрозе наступления для ее единственного ребенка тяжелых последствий при отказе от терапии обратилась к врачу-педиатру не из праздного любопытства, а именно с целью получения лекарств для своего ребенка, для чего ей требовалось получить от врача-педиатра рецепт, чего в итоге не случилось.
В суд пришлось обращаться и мужчине с болезнью Паркинсона В марте 2023 года прокуратурой района по его обращению проведена проверка по обеспечению последнего лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что с 20 октября 2022 по 28 февраля 2023 г. необходимый лекарственный препарат по льготным рецептам не получен, несмотря на то, что лечащим врачом-неврологом были даны рекомендации о выписке рецепта ежемесячно. Кроме того, в декабре 2022 года врачом-неврологом лекарственный препарат не выписывался. Согласно объяснениям медицинского регистратора, с октября 2022 года по февраль 2023 года рецепт не был оформлен ввиду технической невозможности в программе в связи с отсутствием препарата на аптечном складе. Незаконное бездействие районной больницы, выразившееся в не оформлении льготных рецептов на бумажном носителе, а также незаконное бездействие Министерства здравоохранения Республики Мордовия, выразившееся в не обеспечении льготным лекарственным препаратом повлекло нарушение установленной схемы лечения заболевания, а также его прав на своевременную и качественную медицинскую помощь, в связи с чем последнему также причинен моральный вред.
Суд поддержал исковые требования прокурора и в итоге не только обязал министерство здравоохранения Республики Мордовия бесперебойно обеспечивать больного назначенным лекарственным препаратом, но и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере десяти тысяч рублей.