Реальные гонки, наследие Mario Kart и другие факты о культовом автосимуляторе
В 2023 году серия Gran Turismo отмечает сразу две важные даты. Весной исполнилось 25 лет со дня выхода первой игры на западном рынке. А 10 августа в кинотеатрах вышел одноименный художественный фильм, посвященный автосимулятору и реальному спорту.
В честь этого мы напомним несколько фактов из истории Gran Turismo, которые помогут понять, почему эта серия важна для Sony и для поклонников автогонок.
Самый долгоживущий эксклюзив PlayStation
Многие эксклюзивные серии от внутренних студий Sony запущены в эпоху PlayStation 3, за исключением разве что God of War (PS2) и парочки не доживших на до наших дней брендов. Новейшие флагманы — Horizon и Spider-Man — и вовсе появились уже на PS4.
Некоторые франшизы на паузе — например, нет достоверной информации о будущем Uncharted, только слухи и домыслы. А Resistance и KillZone и вовсе давно канули в Лету.
И только Gran Turismo существует уже 25 лет, появившись в 1997 году еще на самой первой PlayStation. Серия разошлась тиражом свыше 90 млн копий и активно развивается до сих пор. И эта гонка выходила на всех поколениях японской консоли — в отличие от других эксклюзивов.
В списке самых продаваемых за всю историю PlayStation игр можно найти две части Gran Turismo, пусть и во второй десятке. По итогам поколения PS2 в тройку лидеров продаж вошли сразу два выпуска серии, обойдя такие хиты как Final Fantasy X и Metal Gear Solid 2.
А во времена PS1 оригинальная Gran Turismo и вовсе возглавила чарт, сместив культовую FFVII на вторую строчку.
Своим появлением серия отчасти обязана Mario Kart
Президент студии Polyphony Digital и создатель Gran Turismo Кадзунори Ямаути с самого детства увлекался автомобилями. Уже в 15 лет он мечтал создать гоночную игру с высокой степенью реализма и обилием различных машин. Эту идею он презентовал руководству Sony, в которой с 1992 года занимался тестированием различных систем еще не вышедшей на рынок PlayStation.
Начальство не увидело в задумке молодого сотрудника достаточных перспектив, чтобы вкладывать большие деньги, но позволило ему создать более простую гоночную игру для готовящейся к запуску консоли. Так в 1994 году появилась MotorToon Grand Prix от Polys Entertainment — первой внутренней студии, сформированной Sony Computer Entertainment специально для разработки эксклюзивов PlayStation.
Внешне гонка напоминала популярную Super Mario Kart, вышедшую в 1992 году на Super Nintendo. Мультяшная графика, яркие локации и игрушечная машинка в главной роли. На вид — совершенно детская игра. Такой она и планировалась для привлечения широкой семейной аудитории — источник вдохновения не был случайным.
Но Ямаути уже тогда решил продемонстрировать покупателям и руководству, что серьезная физика поведения автомобиля может сочетаться с веселым геймплеем. В яркую мультяшную гонку он встроил достоверную — по тем временам — модель управления машиной. Разработчику удалось с помощью выверенного отклика на нажатия кнопок и различных анимаций воспроизвести близкие к реальным ощущения от разгона, торможения и поведения авто в повороте.
Трюк сработал лишь отчасти. Критики сочли, что Ridge Racer, в том же 1994 году пришедшая на PlayStation с аркадных автоматов, веселее, но руководство Sony оценило уровень симуляции в MotorToon и позволило Ямаути создавать свой проект мечты небольшой командой параллельно с более важными задачами.
Реклама новейшего суперкара в игре
Кадзунори Ямаути, как уже говорилось, мечтал добавить в Gran Turismo как можно больше автомобилей разных марок. Продажи игр серии и самих консолей PlayStation, а также отказ разбивать машины в игре помог получить лицензии многих производителей. Но этого было мало, и со временем в GT начали рекламировать еще не вышедшие модели. И даже создавать для игры эксклюзивные концепт-кары.
В ноябре 2012 года в Gran Turismo 5 появился спорткар Chevrolet, затянутый в камуфляж, — такие обычно выводятся на дороги во время тестов новых моделей, чтобы скрыть дизайн от горожан и журналистов. Компания General Motors, владеющая брендом Chevrolet, предоставила студии Polyphony Digital все необходимые инженерные данные, чтобы воссоздать в игре поведение автомобиля.
Этот тестовый прототип Corvette C7 опробовали более полумиллиона игроков. А уже 14 января 2013 года на Международном североамериканском автосалоне Chevrolet официально представила Corvette Stingray 2014 модельного года. Одновременно в Gran Turismo 5 сняли камуфляж с прототипа, и через день все желающие могли загрузить DLC с новым спорткаром, изучить все его детали, интерьер и опробовать на виртуальных трассах особый режим работы семискоростной ручной коробки передач с системой Active Rev Matching.
На этом сотрудничество Ямаути с инженерами и дизайнерами реальных автопроизводителей не закончилось.
Виртуальные концепт-кары выехали на реальные трассы
Однажды Ямаути обратился к руководству Mercedes-Benz и спросил, не хочет ли компания разработать уникальный прототип для внедрения его в игру. Так в конце 2013 года в честь 15-летия серии в Gran Turismo 6 появился Mercedes-Benz AMG Vision Gran Turismo.
Так была запущена программа Vision GT, в рамках которой мировые автопроизводители создают виртуальные модели не существующих в реальности суперкаров. Компьютерные вычисления и движок игры позволяют симулировать поведение машин, соответствующее заданным техническим характеристикам.
За десять лет вышло уже свыше сорока различных модификаций виртуальных автомобилей от множества компаний, среди которых BMW, Volkswagen, PSA (владеет марками Peugeot, Citroen и Opel), Nissan, Mazda, Mitsubishi и даже производители спорттоваров вроде Nike.
Самое актуальное пополнение по состоянию на лето 2023 года — EXENEO Vision GT от легендарного дизайн-бюро ItalDesign. За более чем полвека своего существования эта компания разработала кузова и инженерные системы для множества прототипов и серийных машин таких брендов, как Ferrari, Alfa Romeo, Maserati и многих других.
Полноразмерные модели Vision GT демонстрировались на различных автосалонах, но это были именно стендовые муляжи, пусть и подвижными элементами. Однако со временем отдельные автопроизводители начали создавать рабочие прототипы на основе таких концепт-каров и тестировать их на настоящих гоночных трассах. Первой стала Audi e-tron.
В августе 2022 года McLaren представила серийный одноместный гиперкар Solus GT, который основан на концепте McLaren Ultimate Vision GT 2017 года. Летом 2023-го на фестивале в английском Гудвуде реальный образец преодолел подъем на холм за 45,345 секунды со средней скоростью 239,9 км/ч. Это третий результат в истории этого знаменитого теста.
Связь Gran Turismo с реальным автоспортом
Кадзунори Ямаути не просто увлекается автомобилями и коллекционирует их. Он почетный судья престижного автошоу Pebble Beach Concours d'Elegance, сотрудничал с производителями при разработке дизайна новых спорткаров, в частности Nissan Z33, GT-R и Skyline Coupe. Но главное — он сам опытный гонщик и участвует в заездах на трассах Японии и Европы.
В 2009 году Ямаути за рулем Lexus IS F одержал победу в 4-часовой гонке на выносливость на легендарной трассе Нюрбургринг в Германии. И созданная им Gran Turismo тоже тесно связана с миром реального автоспорта.
C 2008 по 2016 Sony совместно с Nissan поддерживала GT Academy — программу подготовки молодых автогонщиков, достигших успеха в киберспортивных соревнованиях в онлайн-режиме Gran Turismo. Процесс превращения геймеров в настоящих пилотов снимался для ТВ.
После нескольких недель подготовки дошедшие до финала участники сражались на трассе за получение гоночной лицензии и право выступить в гонке «24 часа Дубая» за команду Nissan. Некоторые вчерашние геймеры побеждали в этом заезде, после чего строили карьеру в автоспорте и выигрывали более престижные этапы различных чемпионатов мира.
Один из таких триумфаторов — Ян Марденборо. В 2011 году он в возрасте 19 лет стал самым молодым победителем GT Academy, а в 2013-м занял третье место в классе LMP2 в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана». В одном экипаже с ним ехал и Лукас Ордоньез — первый чемпион Академии Gran Turismo.
Именно история Марденборо легла в основу фильма «Гран Туризмо», хотя многие события были художественно переосмыслены, а хронология местами скорректирована. Так же были изменены имена многих ключевых персонажей.
Например, идеолог и создатель программы GT Academy Даррен Кокс, бывший руководитель Nissan Europe, в фильме фигурирует под именем Дэнни Мур. Именно его роль исполнил Орландо Блум.
Конкурировать с Gran Turismo пыталась Microsoft вместе с серией Forza Motorsport, EA со своей уже забытой SHIFT, а также Slightly Mad и ее Project CARS. Но за долгие годы никто так и не смог ни повторить идеальный баланс между аркадой и симулятором, ни обеспечить низкий порог входа для новичков и при этом — достоверную модель поведения реального автомобиля.
В некоторой степени по этим показателям к GT приблизилась серия F1 от Codemasters, но тематика и лицензия официальной игры чемпионата FIA ограничивает ее небольшим набором трасс и всего одним типом машин.
А уж об атмосфере автомобильного праздника и глубокой обучающей системе для новичков, впервые севших за виртуальный руль, и говорить нечего. Почему-то это все достойно реализовала только команда Ямаути. Тем интереснее следить, как будет развиваться серия, ради которой вполне можно купить PlayStation.