Они стояли по обе стороны от одной из стен гробницы, которая представляла собою запечатанный вход:
Они казались опасными стражами погребальной камеры монарха, которая была скрыта за запечатанной стеной:
Статуи сделаны из дерева, покрытого штукатуркой, штукатурка окрашена в черный цвет и украшена золотыми элементами:
Обе статуи очень похожи:
Они изображены стоящими, выставив вперед левую ногу, и держащими в левой руке папирусный посох, а в правой - булаву:
Но, хотя на первый взгляд они очень похожи, между ними есть много существенных различий.
Прежде чем анализировать различия между двумя статуями, возможно, нам следует подчеркнуть их сходные элементы. Каждая носит на груди ожерелье, поверх которого надета широкая цепь с пекторалью, где изображён крылатый скарабей:
Они также носят браслеты на запястьях, одеты в замысловатую набедренную повязку длиной до колен с трапециевидным накрахмаленным передом, и обуты в сандалии.
Их глаза сделаны из обсидиана и кристаллического известняка, и у обоих на лбу изображена кобра, символ царской власти.
По мнению ученых, черный цвет их кожи, возможно, связан с илом, оставленный Нилом после паводка, и указывает на плодородие и возрождение.
Между тем, основное визуальное различие между двумя статуями заключается в их головных уборах.
Один из них носит типичный немес. На протяжении всей древнеегипетской истории многие фараоны представлены в таком церемониальном головном уборе:
Другая статуя, тем временем, носит головной убор хат, точное символическое значение которого не установлено.
Но какого именно фараона изображают статуи?
Мало ли, что... Не будем забывать, что любое египетское изображение всегда сопровождается текстом, где мы и будем искать ответ.
На набедренной повязке статуи в уборе хат имеется надпись, идентифицирующая ее как “Ка Хорахти, Осирис, царь, владыка Двух Земель, Небххеперура, правогласный”.
Умерший царь всегда отождествлялся с богом Осирисом — эпитеты “правогласный” и “оправданный” относятся к усопшим.
Надпись на статуе, носящей немес, идентифицирует ее как “доброго бога Небхеперура, сына Ра, Тутанхамона, наделенного вечной жизнью, подобно Ра, на все дни”.
Итак, перед нами- две статуи, изображающие одного человека,Тутанхамона. Но, вероятно, связанные с разными богами, играющими важнейшую роль в заупокойном бытии фараона?
Увы, функции статуй нам неизвестны, и даже намёка нет на те пространные фантазии, которые им пытаются приписать, вплоть до страшных Мстителей, исполняющих легендарное проклятие фараонов. Наиболее близкие параллели статуям Тутанхамона находятся в гробнице Рамсеса I (KV 16). Джованни Бельцони описывает их обнаружение в погребальной камере в 1817 году:
... в углу стоящая прямо статуя высотой шесть футов шесть дюймов, прекрасно вырезанная из платана: она почти идеальна, за исключением носа ... в комнате по правую руку от нас мы нашли еще одну статую, похожую на первую. Без сомнения, когда-то их ставили по одной с каждой стороны саркофага, они держали в руках лампу или какое-нибудь подношение, одна рука была вытянута в надлежащей для этого позе, а другая свисала вниз.
Две похожие, хотя и менее хорошо сохранившиеся статуи происходят из гробницы Хоремхеба (KV 57). Как и статуи Рамсеса I, они несколько превышают размеры в натуральную величину. Еще одна статуя такого типа, находящаяся сейчас в Британском музее, происходит из гробницы Рамсеса IX. Все они покрыты смолой и, похоже, изначально были позолочены. На присутствие этого типа статуй на протяжении всей XVIII династии указывают фрагменты: в KV 20, гробнице Хатшепсут / Тутмоса I, археологи отметили “часть лица и ступни большой деревянной статуи, покрытой битумом”; Аменхотепу II был предоставлен покрытый смолой образец в той же позе, что и более поздние статуи, но высотой всего 80 см, а фрагменты скульптуры того же масштаба происходят из гробниц Тутмоса III и IV .
Изображения статуй, в точности похожих на "стражей" Тутанхамона, появляются в сцене создания скульптуры в гробнице визиря Рехмира:
Картер изначально ввел термин “статуя хранителя”, и в описаниях до сих пор подчеркивалась эта защитная функция, именно так статуи до сих пор и интерпретируются
Корень этого постоянного, но условного (возможно, ложного) толкования может заключаться в глубоко укоренившемся беспокойстве о том, что в гробницу не должны были входить – в том самом опасении, которое подпитывало бесчисленные примеры выдумки о мести потревоженных мумий. Как всегда, сокровища Тутанхамона больше говорят о наших современных опасениях заглянуть внутрь гробницы, чем о древних функциях таких предметов, как скульптуры.
Всё, что можно о них сказать- это то, что мы видим и что на них написано.