Найти тему
Прикосновения

«Паша Луспекаев учил: как мужик ты себя не сдерживай». Бурная жизнь «дяди Вани» Краско, часть 1

Иван Краско. Здесь он очень похож на своего сына Андрея
Иван Краско. Здесь он очень похож на своего сына Андрея

«Сенсации» вокруг личной жизни Ивана Ивановича Краско (одного из старейших питерских актеров) последние годы мешают поговорить о нем самом. Даже когда он отмечал 85-ти, а затем 90-летие, главный информационный повод был сначала его женитьба на 24-летней студентке Наталье Шевель, затем – развод и «кому достанется его наследство». А ведь творческий путь «дяди Вани» (как его любовно называют в киношных и театральных кругах), пожалуй, покруче любых любовных хитросплетений будет. В пять лет - круглый сирота, затем – восемь лет на флоте (командир десантного корабля!) и вдруг такой разворот: народный артист, 62 года на сцене и более100 ролей в кино.

И. Краско. Фото из открытых источников
И. Краско. Фото из открытых источников

В преддверии дня рождения Ивана Краско (23 сентября 1930 г.) предлагаю его большое интервью 2016 года. Фотографии из личного архива актера.

«МЕССЕРЫ», СТРАХ И ЛЮБОПЫТСТВО

- Иван Иванович, вы родились в деревне Вартемяки под Питером в многодетной семье. Но почти ничего не рассказываете о своих родителях…

- Они умерли очень рано. Когда мамы не стало, мне было всего 10 с половиной месяцев. А через четыре года папа последовал за ней, потому что он и до этого баловался этой бедой всероссийской – водочкой, а там и совсем с горя запил… Нас осталось четверо сиротиночек – я самый младший и дальше по возрасту Василий, Николай и самый старший Володя. Воспитывала нас мать отца – баба Поля, Пелагея Алексеевна Бахвалова. И мы все носили фамилию - Бахвалов. Почти все наши предки были дорожные мастера. И мой дед по маме, Краско Иван Иванович, и брат Николай дороги строили. Володя - закончил дорожный техникум в Новгороде.

- Получается, один вы – «предатель»…

- Получается, так. Представляешь, Володя закончил техникум 20 июня 1941 года, а через два дня - война. Не успел даже домой приехать, как его призвали, отправили в Томское артиллерийское училище, а потом лейтенантом в Сталинград, где он тут же и погиб. Вот такая история!

- Вам война чем запомнилась?

- В трех километрах от Вартемяк в Касимово был аэродром. Там наши замаскированные самолеты стояли, немцы его не нашли. Но помню вдруг однажды страшный гул, на высоте трехсот метров – это же очень низко – летит целая армада… Кто-то потом говорил, что «мессеров» было чуть ли не триста штук. Баба Поля кричит: «Ванюшка, не выбегай на улицу! Убьют!» Я выскочил из избы, и до сих пор помню как у меня два чувства соединились: ужас, страх такой, что я готов был как червяк в землю врыться… Упал навзничь, а шея-то поворачивается посмотреть на эти «кресты», на эти летящие страшные черные машины…

Что интересно, когда наш педагог в театральном услышал мой рассказ об этом немецком налете, воскликнул: «Ваня! На сцене два самых главных чувства – страх и любопытство. У тебя настоящая актерская душа!»

- Откуда у деревенского мальчишки из семьи дорожных мастеров вдруг появилась тяга к сцене, причем - неудержимая?

- Одна их главных «веских» причин – это наш клуб вартемякский, где в ту пору расцвета советского кинематографа шли фильмы. «Чапаев», «Щорс», «Пархоменко», «Джульбарс», «Граница на замке»… Я их смотрел раз по двадцать, а потом пересказывал пацанам, которые были моложе меня на два-три года. Помню, около станции стоял бесхозный прицеп, и мы ватагой залезали под него, чтобы никакой дождь не мешал, и я не просто пересказывал, а показывал всех героев в лицах. И я понимал уже тогда… Как шутил я потом в институте, что роль Чапаева я, может быть, и не одолел бы, а Петьку-то уж точно сыграл. (Смеется.)

То есть каким-то смутным сознанием, но понимал: наверное, буду артистом. Но говорить об этом вслух было бы позором – засмеяли бы! Сказали бы: «Ну вот нашелся – а-рр-тист!» Поэтому я и молчал.

В молодости
В молодости

«СЫНОК, ТЕБЕ ЖЕ БЕЗ ТЕАТРА НЕ ЖИТЬ!»

- Как получилось, что вы стали носить фамилию Краско?

- Война кончилась, баба Поля умерла. Причем она мне заранее сказала, что дотянет меня до конца войны, а там и умрет… В этот момент вернулся с фронта Иван Иваныч Краско, брат моей мамы, и меня усыновил.

1946 год. Я только что семилетку окончил. Он спросил, как я учусь, я ответил «Отлично!». «Значит, тебе нужно дальше учиться. В авиацию хочешь? Будешь летчиком. Посадят тебя в центрифугу и будут крутить - проверять вестибулярный аппарат». Говорю: «Мой вестибулярный аппарат качели не выдерживает...» У нас в деревне круговые качели были, и однажды меня так закружило, что я с них слетел и чуть не угробился. Он не растерялся: «Значит, давай на флот!»

И. Краско
И. Краско
Иван Краско (в центре) - курсант военно-морского училища
Иван Краско (в центре) - курсант военно-морского училища

А я тогда уже зачитывался Станюковичем… «Флот так флот!» Я поступил в морское училище, потом «автоматом» с отличием закончил высшее Первое Балтийское военно-морское и был направлен на Дунайскую флотилию. Лейтенант, командир десантного корабля. Но… Только одну навигацию проплавал и все.

- Почему?

- Мне повезло просто – Хрущев стал сокращать флот. И я убежал с радостью. Хотя многие мои однокашники по училищу дослужились до командиров атомных подводных лодок и даже адмиралов. К сожалению, в конце января не стало Жени Чернова… А он был вице-адмирал, Герой Советского Союза. Костя Макаров служил в Главном штабе.

- Ого!

- Да, такие ребята! И они меня чтили и чтут как бога, считают, что я гораздо важнее всех остальных. Когда начинаю на них орать: «Вы что?», они: «Молчи, народный. Ты – наша гордость!» Не смог я служить на флоте – к другому лежала душа.

Лейтенант Иван Краско
Лейтенант Иван Краско

- А откуда вы знали, что у вас получится? Вы ведь даже в художественной самодеятельности не участвовали.

- Знал! Еще во время службы разок себя проверил. В 1952-ом пошел записываться в кружок художественного слова, а мне руководитель говорит: «Мичман, вам полгода до выпуска, вы без пяти минут офицер. Зачем вам тратить время?» Я говорю: «Хочу и все». «Запретить вам я не могу... Подготовьте басню или стихотворение».

А я-то знал, что хорошо читаю. Прихожу. Сидят в комиссии двадцать «салажат», смотрят на меня как «мэтры» - они-то уже полгода занимаются. Я пык-мык, весь зажался. Руководитель улыбнулся: «Я же говорил, что не надо тратить время». Стою «убитый»: «Как же так? Дома все здорово получалось…» Эти пацаны: ха-ха-ха!!! «Дома все – гении!» И тут этот худрук сделал мудрый шаг: всех выгнал, закрыл дверь на ключ, отвернулся от меня и сказал: «А ну читай! Ты моряк или нет? Читай!!!» Чувствую, для меня наступил момент – быть или не быть. Если сейчас не докажу ему, что могу, все – мне конец. И когда я прочитал «Мартышку и очки», он выдержал паузу, потом подошел, навис надо мной… Я смотрю, а у него слезы в глазах. «Сынок, я не знаю, что ты будешь делать на флоте. Тебе же без театра не жить!»

- Потрясающе!

- О! Каково? Я зарыдал, не сдержался. А мне тогда было уже… 22 года. Вот в тот момент родился, может быть, артист Ваня Краско!

Но не все так просто было. Уволившись с флота, я поступил на филфак, где отучился три года. Там же познакомился с Кирой Васильевной – с будущей Андрюшиной мамой. Причем это была моя вторая семья.

- ?!

- Произошла такая история. Когда я окончательно решил поступать в театральный, моя первая жена Катя под влиянием своей мамы поставила мне ультиматум: или семья или театр. Я спросил: «Это твердо?» «Да». Такая постановка вопроса была для меня открытием. Мы любили друг друга, родилась Галочка… Но как можно было настолько не понимать, что для меня один свет в окошке – театр. «Тогда собери мой чемодан!» И я спокойно ушел, взяв с собой лишь некоторые книги.

- Добрые отношения удалось сохранить?

- Вскоре она вышла замуж, но все эти годы у нас были нормальные отношения. Не так давно Катя, к сожалению, умерла. Придя на кладбище, я с большим удивлением увидел, что она не поменяла фамилию. Так и осталась - Краско Екатерина Ивановна.

И. Краско и Н. Четверикова в спектакле "Женитьба"
И. Краско и Н. Четверикова в спектакле "Женитьба"

«ГОГА, ЭТОГО НОСАТОГО ВОЗЬМИ»

- Расскажите ставшую легендой историю, как вас попросили подыграть однокурсникам, а в результате в ленинградский Большой драматический театр взяли именно вас.

- Совершенно точно! Я должен был подыграть Жоре Штилю и Саше Семенову. Штиль играл Трубача, а я – Егора Булычева, главную роль. Затем Саша Семенов – Гришку Незнамова, а я – Шмагу. Роль – пулевая! Как в таких случаях говорят, «кто кому подыгрывал»… Но ведь там еще и нюансы многое решали. В худсовете театра сидел Сергей Юрский, а мы с ним и Игорем Горбачевым вместе играли в университетском театре «Драма». Меня же «Драма» воспитала фактически – за те три года, что я на филфаке учился, я там переиграл все.

Так вот Сережа Юрский торопился на телевидение и передал Товстоногову записку: «Обратите внимание на Краско». Дядя Женя Лебедев поддержал: «Гога, этого носатого возьми. Опсовеет, мне замена будет». А Слава Стржельчик, с которым мы познакомились еще на съемках «Балтийского неба», воскликнул: «Этого я знаю. Георгий Александрович, вот такой парень!» Это мне уж потом рассказали. Прибежал Леша Герман, который был тогда очередным режиссером в БДТ. «А кто здесь Краско? Тебя наверх Гога требует!»

Вхожу, а Товстоногов гипнотически на меня воздействовал через свои очки- хамелеоны. Глаз не видать, но я сразу почувствовал такой мощный поток энергии, плюс известный грузинский акцент: «Иван, а ви разви нэ заинтэрэсовани в нашэм театрэ?» «Почему, Георгий Александрович? - отвечаю. - Заинтересован. У меня девиз – «БДТ или в Сибирь». Пауза, все в недоумении. «Что значит в Сибир? По этапу?» Все захохотали, а я даже не видел со страху, что там весь худсовет. «То ест ви не возражаэтэ, если би вам давэлос служит у нас в театре?» «Не-е-ет, - говорю, - ни в коем случае!» Все хохочут. «Ну тогда ждитэ!» В результате Володя Максимов, Алина Немченко, Жора Штиль и я в 1961 году были приняты в труппу БДТ.

В спектакле "Забыть Герострата"
В спектакле "Забыть Герострата"

- Сразу попали в лучший театр, в легендарную труппу. Голова кругом не пошла?

- Нет. Некогда было. Началась работа. Но вот роли-то там у меня все были небольшие.

- Как Зинаида Шарко сочно выразилась: «В БДТ «золотая дюжина» актеров держит весь репертуар в своих зубах, пока жива».

- Правильно – так и было! Лебедев, Копелян, Стржельчик, Полицеймако…Там действительно было сложно пробиться. Играл я очень много, но практически - одну массовку, эпизодические роли. Это меня угнетало. Четыре года проработал и ушел в театр имени Комиссаржевской, где служу до сих пор – ровно 50 лет.

В спектакле "Влюбленный лев"
В спектакле "Влюбленный лев"

ЦАРИ И ЦАРИЦЫ СЦЕНЫ

- Из тех, с кем вам приходилось выходить на сцену, близко общаться, кого считаете самым-самым великим?

- Все! Но для меня наиболее близким был Паша Луспекаев. Он – мой главный учитель по актерским делам. Фигура была мощная, самобытнейшая, такая - ух! Действительно гений от земли, от природы. Помню, он Нагульнова играл в «Поднятой целине» на сцене БДТ. О! Зал вставал, когда он «Интернационал» запевал. Нас, его партнеров, оторопь брала.

Еще - Сережа Юрский, которого я до сих пор боготворю. Дядя Женя Лебедев, Копелян, Стржельчик – артисты великолепные, цари сцены! Еще Таня Доронина. При Гоге это была такая звезда! Вот это была Актриса. В «Старшей сестре» я в нее влюбился как в партнершу. А в «Варварах»? А какой она была Настасьей Филипповной в «Идиоте»?! Особенно в сцене: «Бери, Ганька, деньги-то!» У-у-хх! Силища невероятная!

В спектакле "Принц и нищий"
В спектакле "Принц и нищий"

- Ваш сын Андрей рассказывал, что в пять лет «лично был знаком» с Ефимом Захаровичем Копеляном, когда вы его привели в театр на свой спектакль…

- Было! Мне говорят: у тебя же маленький сын. Давай его сюда. Андрюша как увидел Копеляна, особенно его усы, и все - не оттащить. В слезы! Ефим говорит: «Дайте парню пистолет. Иван потом принесет!» Но на сцене-то он оказался еще раньше – года в два. Я играл тогда в университетском театре. И Кира Васильевна взяла его на спектакль «Центр нападения умрет на заре» по пьесе Августина Куссани. Андрюша выбежал на сцену, на него, конечно, все зашушукали. А он, вместо того чтобы испугаться, повернулся к зрителям, громко крикнул: «Здесь играет мой папа!» И поклонился - ко всеобщему восторгу зала.

Между прочим, недавно уже мой младший сын Федор выходил со мной на сцену, у него явная склонность к лицедейству. А Ванька вовсю танцами занимается – хочет быть танцором…

И. Краско и Н. Орлова в спектакле "Аморальная история"
И. Краско и Н. Орлова в спектакле "Аморальная история"

Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZNXJ3bdh1BGlj80n.