В 2001 году произошло событие, которое не часто выпадает писателям при жизни. Книги Макса Фрая стали настолько популярны, что разгоряченная неведеньем о личности автора публика стала настойчиво требовать предъявить любимого писателя. Немедленно! Выдвигались самые дикие предположения.
И тогда издательство скромно заявило, что на самом деле Макс Фрай — голубоглазый негр. И даже картинку показало. Но никто не поверил. Все продолжали строить догадки.
И снова мистификации
Мы с вами много говорили о литературных мистификациях от авторов, а также об причинах. И вообще о том, что можно считать мистификацией, а что нет.
Если вам лень бешеный темп жизни (а он такой, да) не позволяет прочитать предыдущие статьи, в двух словах поясню, что обычно под литературной мистификацией понимают любую авантюру связанную с книжным творчеством. Что, строго говоря, не является верным. Литературоведы куда более узко очерчивают рамки этого понятия. В частности, речь должна идти о литературных гениях, быть растянута во времени, иметь четкую цель, оставленные ключи и т.д.
Но мы сегодня не будем строги и назовём рассматриваемую авантюру литературной мистификацией от издательства.
Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Не секрет, что целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Издательство не исключение. Раскручивая неизвестного автора, всегда есть риск слить деньги в никуда. Тираж не раскупят, книгу не оценят, оставят пылиться на книжных полках магазинах. И вот уже редакторы охотятся за другими авторами, а незадачливые писатели бьются головой об стенку в попытке написать "в тренды", которые моментально устаревают.
Но если приходит успех. Если книга заходит аудитории, тиражи сметают, а искушенная и не очень публика требует продолжения банкета, издательства начинают подгонять автора. Хорошо бы, чтобы он выдавал по книге в три месяца. А лучше в два. А если каждый месяц?
Но человеческие возможности ограничены. А вот смекалка — нет.
Поэтому давно известен трюк. Раскручивается популярное имя, а потом под ним выходят книги совершенно разных авторов, так называемых "литературных негров". Кстати, приём настолько известный, что порой особенно плодовитых писателей начинают подозревать в наличии "рабской силы", даже когда её в действительности и нет.
Так вот пока скромный писатель раздумывал, открыться ли миру, издательство под шумок пыталось зарегистрировать торговую марку "Макс Фрай", чтобы привлечь сторонних авторов к проекту.
Скандал
Осенью 2001 года в эфире Дмитрий Дибров представил зрителям Светлану Мартынчик как настоящего автора книг Макса Фрая. Удивительно, но это интервью для многих прошло незамеченным. Но вот публикация в "Ленте" уже расставила точки над "и". Все наконец-то узнали, кто скрывался под псевдонимом. Часть книг Светлана написала в соавторстве с Игорем Степиным.
Мартынчик обвинила "Азбуку", в которой с 1996 года выходили книги Макса Фрая. в попытке зарегистрировать за её спиной торговую марку. Издательство попыток не оставило, но попыталось договориться с автором "миром":
"Уже после того, как раскрылась история с попыткой зарегистрировать имя Макса Фрая как торговую марку, они (издательство “Азбука”) мне быстренько предложили: а давай мы посадим ребят, и они будут писать книжки — кандидаты филологических наук, не ниже! Так вот, они будут писать по книжке в квартал, а мне за это будут платить по сто тысяч рублей, тоже в квартал.
...
Мне пришлось его силком из машины выпихивать. Физически мне его пришлось выкидывать из машины! Потому что я ему говорила: "Пошел вон, дурак!" — а он отвечал: — "Да нет, ты не понимаешь счастья своего!"
Светлана Мартынчик
Разгорелся скандал невиданной силы. Но всё в нашем мире проходит, прошло и это. 😉
Псевдоним, как и было сказано
Зачем писатели берут псевдонимы, широкая публика более-менее представляет. Но иногда на псевдониме настаивают издательства. В девяностые, когда стали выходить книги Светланы, прорубили окно в Европу на книжный рынок России хлынул поток зарубежной фантастики с громкими именами.
Автор должен был быть непременно мужчиной (известно же, что женщины кроме розовых соплей написать ничего не способны).
Имя должно было быть звучным и запоминающимся.
Как рассказала впоследствии Светлана, ей хотелось, чтобы псевдоним совпадал с именем героя полюбившейся читателям серии "Ехо".
В то время многие известные писатели творили под псевдонимами, маскируясь под зарубежных авторов. (Интересно, дорогие читатели, вспомните в комментариях примеры?)
Сейчас ситуация не то чтобы поменялась к лучшему. На литературных площадках с мужской аудиторией или в "мужских" жанрах" женщины часто вынуждены брать себе соответствующие псевдонимы.
Мало кто захочет почитать мистический остросюжетный триллер от Прасковьи Ивановой.
Реакция читателей
Принято считать, что раскрытие тайны произошло достаточно мирно. Тем не менее были болезненные моменты как для автора, так и для публики. Когда Светлану спросили о реакции читателей, она ответила так:
"Разная. Порой совершенно непредсказуемая. У некоторых - ужасная. Молодым Максом оказывается, простите, престарелая тетка. То есть идет развенчание мифа, для кого-то очень болезненное. Некоторые самые страстные поклонники моего героя пишут: "Мы хотим, чтобы ты умерла". Потому что тогда миф может быть в целости и сохранности."
Светлана Мартынчик
Вот так, пообщавшись с любимыми поклонниками творчества, не загреметь бы к психотерапевту.
Впрочем, без комментариев.
Секрет успеха
Меня подкупило в интервью со Светланой о, что в качестве любимого автора она назвала... себя. Призналась, что кайфует от своих книг. И часто перечитывает, поражаясь, как можно было написать такие удивительные вещи.
Если вам понравилось, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить дальнейшие публикации. В следующий раз расскажу вам о том, что пришлось вытерпеть Светлане, работая с издательством. Как она обнаружила вместо себя человека, раздающего от её имени автографы. И о дальнейших скандалах с автором, уже не таких однозначных. Оставайтесь, будет интересно.
Всех обнимаю, дорогие. Ваша Есипова Оксана
❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой
А ещё у меня новинка на Литрес! "Открыть за две минуты до полнолуния" (детективная фантастика, остросюжетный любовный роман)
Аннотация: Что, если вы проживаете один и тот же период очень давно? Попали в петлю времени. Она ещё и сжимается. И каждый раз вы делаете выбор, который потом не вспомните. Остаться в петле с прекрасным пришельцем из другого мира или жить дальше. А выбор всё усложняется. Спираль событий закручивается слишком быстро. Странные личности тянут в разные стороны, предлагая довериться исключительно им. Вы распутываете липкую паутину лжи, но делать это всё труднее и труднее. Ведь абсолютно всё оказалось не таким, как виделось вначале.